О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки

Интересно, что в послевоенное голодное время в условиях жесточайшей идеологии архитекторы, восстанавливающие Одессу, внимательно изучали особенности города и ухитрялись создавать объекты, дополняющие историческую застройку, а не разрушающие её. То, чего так не хватает сегодняшним «зодчим».


Если в Одессе XIX века архитекторы больше ориентировались на европейские тенденции, то в Одессе 1950-60-х первостепенной была политика партии – свобода мысли и новаторство никак не приветствовались властями. Но в то же время некоторые здания послевоенного времени не только не испортили исторический центр Одессы, но и достаточно гармонично вписались на месте разрушенных домов. Так сложились обстоятельства, что во время Второй Мировой войны Одесса не была разрушена полностью. Одни объекты исторического наследия сохранились, другим могла помочь разумная реставрация, а вот на месте третьих остались пустые места, которые необходимо было застраивать заново. Но если в Одессе XIX века в приоритете была красота, в Одессе XXI века – деньги, то в послевоенной Одессе всё было завязано на идеологии. У «страны-победительницы» появились амбиции, которым соответствовала помпезная архитектура с использованием советской символики. Даже внешний вид таких зданий должен был напоминать о тяжёлых испытаниях и силе патриотизма. Но и здесь Одессе повезло.

О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №1
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №2

Архитекторы, которые занялись восстановлением Одессы, оказались среди прекрасных образцов старого города. Многие из них знакомились с местными памятниками архитектуры во время проведения реставрации, ставшей прекрасной школой и даже воспитанием вкуса. В результате историческая застройка послужила своеобразным руководством по восстановлению Одессы. Так, одним из зданий, которое нужно было реставрировать был дом на Пушкинской, 13 (сегодня там находится музей Пушкина). И в 1949 году оно было восстановлено архитектором Людмилой Павловской. А уже в 1953 году по её проекту было выстроено здание на Пушкинской, 21.

О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №3
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №4
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №5
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №6

Некоторым архитекторам, работающим в Одессе, удавалось не просто выстроить новый дом в соответствии с новым временем, но и сохранить масштаб и стилистическую направленность. Понятно, что не без условных серпа и молота, но всё же со вкусом. Новые жилые дома органично вписывались в историческую застройку Одессы благодаря умелому использованию стилизаторских приёмов – от классицизма и ренессанса до вариации в духе национальной украинской школы. Так, Валентин Пилявский объясняет, почему работы Генриха Топуза стали весьма удачным решением для центра Одессы – «единый масштаб (и снова упор на масштаб), увязанная ритмика, сдержанный ордерный декор и неизменное следование красным линиям улиц». 

О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №7
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №8
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №9

Если поначалу образцами «правильной архитектуры» являлся сталинский неоампир, то в дальнейшем архитекторы использовали самые разные приёмы. Так, с применением необарочного стилизаторского декора и прямыми цитатами из европейской архитектуры XVII-XVIII веков, но снова-таки не без идеологической символики в качестве такого себе оберега, выстроены дома на улицах Софиевской, 22, Старопортофранковской, 117, Еврейской, 36 и 54.

О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №10
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №11
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №12
О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №13

Конечно, не стоит утверждать, что абсолютно все работы архитекторов того времени стали достойными соседями памятников-архитектуры. Были и неудачные перестройки/надстройки (на Пушкинской, к примеру), и совсем уж безумные идеи – к счастью, невоплощённые. Так, не сложилось создание пассажирского морского вокзала с башнями и шпилями «как у высоток в Москве», да и памятник Ришелье всё же не заменили памятником Ленину – говорят, планировали поставить вождя в такой же тоге и такой же позе на пьедестал Дюка.

О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №14

Любопытно и то, что мода помпезность и местами эпохальность, прижившаяся в столицах стран Союза, обошла Одессу стороной. Чистой воды везение это или всё же заслуга местных властей и жителей, сегодня сложно сказать. Но точно всё яснее становится тот факт, что от сегодняшней стихийной, бездумной и даже беспощадной застройки Одессу ещё можно спасти. Но кому это интересно? 

О реконструкции в Одессе: чем отличается советское стилизаторство от современной стройки - изображение №15