Document
О работе СМИ в Одессе: 10 вопросов главреду Нате Переваловой

В медийной тусовке Одессы Нату считают профессионалом своего дела. Она может быть жёсткой и даже жестокой в работе, но зато под её руководством улучшаются рейтинги, а журналисты начинают расти качественно. Узнали у Наты, как становятся главредами, в чём проблема одесского ТВ, что стоит смотреть/читать и как не утонуть в тоннах информационного мусора.


Главредом Ната Перевалова стала не сразу. После окончания школы с золотой медалью девушка с лёгкостью поступила на физмат, и с такой же лёгкостью бросила его после окончания первого курса. Потом ещё три года проучилась на отделении прикладной лингвистики, но и оттуда тоже ушла. Уже в 27 лет Ната стала главредом крупнейшего в Одессе телеканала АТВ, а в 30 всё же вернулась в универ и стала дипломированным прикладным лингвистом. За свою журналистскую карьеру Ната успела поработать главным редактором на самых известных одесских телеканалах, а о закрытии информационного проекта «Редакцiя», который она сделала непохожим ни на одно СМИ в городе и стране, многие одесситы жалеют до сих пор. Ната же, тем временем, окунулась в изучение английского языка и завела свой телеграм-канал Пломбир. И пока она снова не включилась в работу в режиме 24/7, мы задали ей несколько актуальных вопросов. Полетели.   
 

Куда пойти учиться, чтобы стать главным редактором? 

 

Не знаю. Потому что заявка на успех украинских ВУЗов и качество знаний мало пересекаются. Плюс реальность быстро трансформируется. 17-летний блогер с базовым уровнем грамотности и мобильным мышлением как сотрудник может быть привлекательнее 22-летнего образованного, но закостенелого выпускника универа. Отличный редактор может получиться из историка, обладающего широким кругозором. Или из технаря с их странноватым чувством юмора. Главное – интерес к жизни и нестандартное мышление. 

Сколько может зарабатывать главред в Одессе? 

 

Цены средние по рынку, ничего сверхъестественного. Скажем так, большинство живёт от зарплаты до зарплаты. Менеджер по рекламе крупного телеканала может зарабатывать куда больше редактора, создающего привлекательный контент. Сколько работаю на телевидении, так было всегда. Нет смысла называть конкретные ТВ-компании, потому что речь идёт обо всех в стране, но реальные зарплаты всегда отличаются от нарисованных бухгалтером для отчётов. Официальное трудоустройство в медиа – тоже не общепринятое правило. Конкретно о цифрах – от 15 до 25 тысяч гривен. Конечно, всё зависит от объемов и графиков, ну и редактор редактору рознь... Такая вот реальность. Не хочешь – не работай.

Правда ли, что все журналисты алкоголики или наркоманы?

 

Не все, но хватает. Как в любой профессии. Справедливости ради замечу, что раньше на телевидении гнали больше, жёстче и крепче. Если погружаться в профессию с головой, включать душу и сердце – приходится пропускать через себя огромный поток негатива и человеческого горя. С этим непросто справляться. Это в эфире всё выглядит легко – бегает себе человек с микрофоном… Культуры психотерапии в наших СМИ отродясь не было. Сейчас, кстати, ситуация немного изменилась. Немножечко, точнее. А так, подбухивают многие, есть такое.

Что нравится и что бесит в профессии?

 

Нравится чувство удовлетворения, когда удаётся помочь людям, попавшим в беду. Нравится находить свежие формы подачи для потрёпанных событий. Каждый год юморина, день города, защиты детей и так далее – очень легко скатиться в шаблонность. Меня просто бесит, что одесские заказчики зависли в 90-х. На дворе 21-й век, а они по накатанной вбухивают деньги в классическое телевидение, потому что под выборы надо окучивать публику 50+. Настоящих рейтингов в Одессе давно нет. Персонажи сидят в «своих телевизорах» и врут себе же, что это смотрит «весь город». Что-то в Одессе сломалось в этом плане всерьёз и надолго.

Может ли главред не материться во время работы?

 

Все мы люди, а я как редактор отвечаю за результат. К примеру – выпуск в эфире через полчаса, сюжет давно пора заливать в ютуб и соцсети, но репортёр устал на съёмках и тупит, оператор залил видео в «экспериментальном формате», монтажёр ушёл на обед. Если вы знаете более действенный способ, чем мат, чтобы немедленно собрать всех в кучу – я слушаю.

 

Как перезагружать мозг и не тонуть в информационном мусоре?

 

Не знаю, честно. Это огромная проблема современного информационного мира. Многие журналисты жалуются, что из-за бесконечного просмотра актуальных новостей или необходимости общаться с подписчиками (часть контракта), они не успевают писать серьёзные статьи. Из более-менее действенных способов: чистить ленту FB от неадекватов и хотя бы день в неделю проводить без телефона в руках.

Где и как искать идеи?

 

В голове. Ум, воображение и звёздное небо над нами.

 

Телек мёртв?

 

Одесский – почти. Сущность сама в себе. Не представляю, кто это всё смотрит. Много дешёвой самодеятельности. Или инвесторы вспомнят, что человечество изобрело интернет, или…

Что почитать/посмотреть: топ 5 любых проектов, ютуб-каналов, изданий?

 

Все выпуски Дудя – must see. Человек в период коротких форм, когда на волне видосы до 15 секунд в Tik Tok, сумел посадить миллионы человек для просмотра двухчасовых интервью. Ещё читаю колумнистов сайта «Сноб». Импонирует лёгкая форма подачи, всё кажется более содержательными и интересными, даже если сравнивать с Медузой. Хочу вырваться из одесской медийной реальности и получить диплом международного образца, поэтому беру уроки английского дважды в неделю. Это требует морально-волевых усилий. Сам английский подтянул очень много. Ради языка мне интересно читать The Sun и The Mirror. Это реально жёлтая пресса, но для поддержания и развития английского языка мне интересно. Проект Vice News. Не потому, что я в восторге, а потому, что это реально живой английский язык. Ну и «Что Было Дальше». Потому что поржать наше всё! 

Что делать, если не знаешь, где ставить запятые?

 

Взять парочку частных уроков у человека, который объяснит на пальцах их функцию. Без понимания функции учить талмуды правил нет смысла.

 

Советы начинающим журналистам, которые мечтают стать редакторами

 

Делайте что-то сами. Уже и сейчас. Пишите посты в Fb, если вам близка социалка, пишите в инсту, если интересуетесь модой или здоровьем. Фоткайте, ориентируйтесь в приложениях для монтажа. Создавайте продукт, учитесь зарабатывать деньги и держитесь подальше от регионального телевидения!