О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы 

В силу разных причин, и живя в Одессе, мы давно привыкли довольствоваться малым. Если работник ЖКС заменит лампочку в подъезде после ста обращений – и на том спасибо. Если один из двух лифтов исправно работает, то и жаловаться нет смысла. Если ямы перед выборами во дворах подлатали – и так сойдет. Если детскую площадку отремонтировали или даже новую построили, вообще огонь! И, кажется, в Одессе такая ситуация устраивает и горожан, и, естественно, чиновников, от которых требуется мало, а спрашивается ещё меньше. 


Ведь так живем и сейчас – выбираем лучших из худших. По принципу – ну хоть что-то делают. Хотя в Одессе городские власти любят хвастаться «большими» делами. За пять лет привели два парка в порядок и давай трубить об этом во всех СМИ и на каждом рекламном щите перед выборами. Сегодня чиновники ударяются в дикий популизм – там нет желания сделать свой город лучше, а значение имеют политическая партия, сфера занятий кандидатов, их внешний вид или даже сексуальная ориентация. А ведь не это главное.

 

Мы в редакции решили рассмотреть опыт других городов мира. Узнать, где, как и кто из мэров сумел прославить свой город. Какие качества и навыки помогли этим людям преобразить места, поднять экономику, наладить инфраструктуру и сделать реально крутые вещи. Полетели!

 

Поучиться урбанизму и решить вопрос с хаотичными парковками Одесса может у Энрике Пеньялоса. Это мэр Боготы (столица Колумбии) с 1998 по 2001 годы. Хотя сам он родился в Вашингтоне, США. Всего за три года Энрике полностью реформировал систему общественного транспорта, убрал машины с тротуаров и расширил их для людей. Пеньялоса отказался инвестировать в автодороги и построил на их месте пешеходные зоны, велосипедные дорожки, парки и скверы, детсады, школы и библиотеки. В городе создали выделенные 

защищенные велодорожки, что увеличило количество велосипедистов на 5%. Также в Боготе построили самую длинную пешеходную улицу в Латинской Америке – 24-километровая дорога шириной в 50 метров проходит через наиболее бедные районы города. Теперь это место отдыха для трёх миллионов жителей, которые проводят выходные именно здесь. А транспортная система TransMilenio (система скоростного автобусного сообщения) стала настоящим прорывом и бюджетным эквивалентом метро.

 

Актуально для Одессы? Да не то слово. А главное – возможно.

О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №1
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №2
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №3

Творческим подходом можно вдохновиться у Жайме Лернера. Это мэр Куритибы (столица штата Парана на юге Бразилии) с 1971 по 1975, с 1979 по 1984 и с 1989 по 1992 годы. Первым делом Лернер дал старт программе очищения трущоб. Суть была проста: мешки с мусором обменивали на пакеты с едой и проездные на транспорт. Так, рыбаки стали получать плату за любой собранный мусор – и бухты чисты, и люди сыты, независимо от рыболовного сезона. Также мэр полностью поменял генплан Куритибы и разработал свою систему роста города вдоль транспортных структурных осей. Многоэтажную застройку разрешали только в зоне пешей доступности автобусных линий. А, благодаря грамотному распределению транспортных потоков, в городе нет системных заторов и автобусы курсируют точно по расписанию.

 

Проблемы свалок, пробок и многоэтажной застройкой Одесского побережья – одни из основных в Одессе. И при правильном подходе эти проблемы тоже можно решить.

О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №4
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №5
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №6

Дизайнерскому искусству можно поучиться у О Се Хуна, мэра Сеула (столица Южной Кореи) с 2006 по 2011 годы. Ещё в 2010 году Сеул объявили мировой столицей дизайна. О Се Хун велел перестроить аэропорт Инчеон, ввёл новые технологичные станции метро и велодорожки. Компания HyundaiCard разработала автобусные остановки, а бюро Woofer – новые уличные указатели. Также бывший мэр занялся перестройкой старых районов. Узкие улицы расширили за счет сноса первой линии домов, а фасады старых зданий реконструировали. Так появились дополнительные места для парков, зеленых насаждений и широких тротуаров. Также, согласно этой программе, электрические провода уберут под землю, а в пригороде Сеула появятся абсолютно новые районы.

 

А ведь и Одессу можно сделать стильной – вот только подойти нужно к вопросу с умом и с помощью проведения честных и открытых конкурсов.

О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №7
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №8
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №9

Вырасти культурно и туристически можно опираясь на опыт человека, который получил награду «Мирового мэра» ещё в 2006 году. Джон Со – мэр Мельбурна (столица австралийского штата Виктория) с 2001 по 2008 годы. Он присоединил к городу район Доклэндс, благодаря чему Мельбурн увеличился в два раза. И параллельно рекламная кампания That’s Me!bourne работала на привлечение туристов. Около ста галерей (NGV International, Музей искусств Яна Поттера, Австралийский центр современного искусства, Центр современной фотографии и другие) было открыто в поддержку культурного развития Мельбурна.

 

И, пожалуй, давно пора уйти от образов тёти Сони и дяди Яши, развешенного белья и одесского говора. Одесса меняется, меняемся и мы. И устаревшие символы давно неактуальны.

О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №10
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №11

Стать на волну экологичных городов и хоть немного помочь окружающей среде можно, используя опыт Карины Вангарды, мэра Стокгольма (Швеция). Она предприняла меры по снижению уровня шума в городе, создала интегрированную систему сбора и переработки отходов. Так, система централизованного отопления в Стокгольме функционирует на основе использования около 80% возобновляемых видов топлива и энергии, которые получают из переработанных отходов. А все новые здания строятся с учетом современных требований устойчивого развития.

 

А мы пока никак не можем перейти к раздельному сбору мусора. Потому что и для этого нужна политическая воля.

О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №12

Преобразить промышленные районы Одессы можно изучив опыт Эрлинга Лае, мэра Осло (столица Норвегии) с 2000 по 2009 годы. Лае активно развивал проект городского обновления Fjord City, стартовавший ещё в 80-ых годах. Уже при его мэрстве промышленный район Bjørvika начал превращаться в культурный центр Осло, здесь же был построен деловой район с высотными зданиями, крупные транспортные развязки, такие как туннель Bjørvika. В течение 10 лет городские власти выделили 10 миллиардов крон на ремонт школьных зданий, был проведен ремонт старого жилого фонда. 

 

В Одессе достаточно заброшенных промышленных зон, например, улица Промышленная, Химическая, Грушевского и Плиева, а также весь район Продмаша или тот же Цетролит. Там точно есть где разгуляться, чтобы преобразить местность.  

О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №13
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №14
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №15

Ещё немного креатива и смелости в работе с промзонами можно перенять у мэра испанского города Бильбао Иньяки Аскуна. На посту он был долго, вплоть до смерти, с 1999 по 2012 годы. Мэру достался промышленный город в запущенном состоянии, и одним из первых решений Иньяки стало строительство музея современного искусства Гуггенхайма. Это вызвало недоумение у горожан. На музей выделили 228,3 миллионов долларов из горбюджета, но уже к 2011 году музей принес Бильбао $3,2 миллиарда! Ежегодно его посещают 800 тысяч туристов, и это круто повлияло на городскую инфраструктуру. В Бильбао появилась новая линия метро и аэропорт. Также Иньяки перестроил бывшие промзоны в новый центр города, построил парки и прогулочные маршруты, привлекая иностранных архитекторов. Кроме того, мэр снизил уровень безработицы с обычных для Испании 25% до 13%, очистил городскую реку от сточных вод, начал освещать улицы светодиодами для экономии и выложил дороги плиткой, которая поглощает углекислый газ. Из промышленного портового города Бильбао превратился в современный туристический город всего за 13 лет.

О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №16
О работе хороших мэров: полезные примеры для Одессы  - изображение №17

Предупреждаем, на всякий пожарный, мнение редакции субъективно. С перечисленными мэрами мы не сотрудничаем. Но! Никогда не стоит быть равнодушными. Потому что наше равнодушие чиновники и мэр воспринимают как поощрение к безделью и воровству. Если мы не будем указывать на их ошибки, требовать лучшего и говорить о том, в чём мы нуждаемся, мы останемся на дне в развалинах исторического центра, без зеленых и прибрежных зон. Зато в городе наступит царство многоэтажных муравейников, запаркованных машин и вечных пробок. А вот, что с этим делать и как, решать только вам. Аминь.