Document
О культурном настоящем и будущем Одессы: три вопроса лидерам, развивающим город

О ситуации с культурой в Одессе сегодня говорят много. Одни довольны проводимыми фестивалями и концертами, другие же пытаются вывести её на новый уровень. Задали три одинаковых вопроса Александру Ройтбурду, Александру Славскому и Семёну Кантору, а вот ответы получили разные.
 


Культура – понятие любопытное. В отличие от воды, еды и воздуха она не является предметом первой необходимости. Но это только на первый взгляд. Ведь без культуры жизнь превращается в обычное существование и не несёт никаких смыслов. Хотя, с другой стороны, культура культуре рознь. Ведь можно жить в плену «лимончиков», а можно стремиться к лучшему. Так как же дела в Одессе обстоят сегодня и чего ждать в будущем.
 

Александр Ройтбурд

 

 Директор Одесского художественного музея
 

- Культура Одессы сегодня – это про что?

 

- Это вопрос, на который ответа в принципе не существует, потому что нет сегодня ничего единого. Есть культура Одессы, где целевая аудитория 80+, с культивированием одесского мифа; есть культура, чья аудитория хипстеры; есть культура, которая ориентирована на украинскую часть; есть культура, ориентированная на осколки Империи. Много про что может быть культура Одессы. 

 

- Вопрос про старый «одесский миф» возникает всё чаще. Нужны ли одесскому региону «новые герои» именно сейчас? Стоит ли генерировать искусственные мифы городов в принципе, и, если бы это был миф от Александра Ройтбурда, то каким бы он был?

 

- Искусственно, наверное, ничего не стоит генерировать, но есть вещи, которые нуждаются в переосмыслении, включая одесский миф. Можно ведь сказать, что одесский миф – это про город, созданный мановением руки императрицы, город большой Империи; можно сказать, что есть одесский миф, центр которого Молдаванка и бабелевские бандиты; а можно переосмыслить Одессу, как стартап – город, созданный когда-то экспатами, внутри Имперского проекта на совершенно альтернативных Империи мифах. И если бы это был миф от Ройтбурда, то это был бы миф о культуре и искусстве Одессы, в частности, об его проевропейской составляющей.

- Созидание не успевает за рукотворным разрушением. Противостояние на площадке власть/бюджет/коррупция и культурная генерация/зависимость/бюрократия проходит с неравными силами. Куда приведет такой путь культуру одесского региона, какой она будет через десять лет?

 

- Город разрушается и ухудшается на наших глазах. Какие-то попытки противостояния этому иногда эффективны, но нужно мыслить глобальнее и действовать жёстче. Я бы добавил в этот процесс полицейской составляющей. Например, если бы это было закреплено законодательно, ввёл бы в город архитектурную полицию, которая бы обладала правом серьезно контролировать застройку, переделку фасадов. Я бы сделал вместо зонинга более вменяемые и конкретизированные правила «что можно, а что нельзя» в каждом населенном квартале. Каждому памятнику присваивал бы паспорт, отступление от которого, наказывалось бы, и если бы кто-то застеклил балкон, уничтожив часть греческого ордера, то в каждом конкретном случае, искал бы выход, как от этого избавляться, в том числе задевая интересы тех, кто считает, что улучшил свою жизнь с помощью курятника на балконе. Я бы инвестировал в восстановление городских дверей, ворот, это была бы огромная программа. Город умирает на моих глазах. Я помню, мне было лет шесть-семь, со старых домой в течение года была сброшена вся черепица и заменена на кровельное железо. Когда мне было десять-двенадцать, были массово уничтожены литые ворота. Потом я помню, как заменили наборные двери парадных на бронированные. Для меня каждое такое действие – это нож в сердце Одессы. И что будет через десять лет... Но мне не хочется быть плохим пророком, давайте верить в лучшее.

Александр Славский

 

 

Директор Бюро регионального развития Одесской области

 

- Культура Одессы сегодня – это про что?

 

- Культурой в бытовом смысле мы обычно называем совокупность культурных институций (музеи, театры, галереи), событий. Сюда же относим культурных деятелей, которые творят в городе. И тех, кто в него приезжает. Что же в Одессе? Мне сложно судить объективно, в случае с культурой я лишь потребитель. Совершенно точно могу сказать, что яркими стали музеи – художественный, западного и восточного искусства, музей современного искусства Одессы. Вижу хорошие фестивали: Odesa Classic, Вышиванковый, Одесский международный кинофестиваль. Несправедливо будет высказываться о театрах: какое-то время я просто не был в одесских театрах. Мне стал близок не классический репертуар, его в Одессе слишком мало. Говорить о кино, которое снималось бы в Одессе, даже не приходится. По моему мнению, с культурой в Одессе не слишком хорошо. До пандемии, пока можно было свободно перемещаться, я чаще бывал на фестивалях и в театрах в других городах, чем в Одессе.


- Вопрос про старый «одесский миф» возникает всё чаще. Нужны ли одесскому региону «новые герои» именно сейчас? Стоит ли генерировать искусственные мифы городов в принципе, и, если бы это был миф от Александра Славского, то каким бы он был?

 

- Мифы, которые основаны на исторических событиях – это прекрасно. Именно за ними едут туристы, этими мифами гордятся местные жители. Мне нравится, что последние годы, благодаря развитию публичных лекций, мы всё чаще стали обсуждать нашу историю. Эти обсуждения, рассуждения и даже споры, рождают новые истории, новые мифы. Я, например, люблю рассказывать о том, что Одессу основывали масоны, и все связанные с этим факты. Это тот миф, который нравится поддерживать лично мне. 

 

- Созидание не успевает за рукотворным разрушением. Противостояние на площадке власть/бюджет/коррупция и культурная генерация/зависимость/бюрократия проходит с неравными силами. Куда приведет такой путь культуру одесского региона, какой она будет через десять лет?

 

- Каким будет город через 10 лет, конечно, во многом зависит от культуры. Какой будет культура и Одесса вообще – зависит от нас. «Рукотворное разрушение» совершают конкретные люди с мотивацией заработать. Часто эти же люди рассказывают со всех бордов про любовь к Одессе, а в своих отчетных материалах публикуют перечень «побед». Но если ничего не изменится, через 10 лет Одесса станет ещё более провинциальной, с ещё более бедной культурной жизнью. Нам останутся только мифы, как тень от той Одессы, которую мы так любим.

Семён Кантор

 

 

Директор Музея современного искусства Одессы

 

- Культура Одессы сегодня – это про что?

 

- Если не стремиться к научной точности, культура – основа и форма человеческой деятельности и, в конечном счете, жизни в качестве Homo sapiens. Это осознание себя, накопление знаний, а также трансформация или создание (осознанное или нет) человеком окружающего мира. Одесса не хуже и не лучше других городов Украины.  Мне легко назвать зоны, где флуктуация культуры в Одессе случайно, как и ожидается от флуктуации, положительна, а также, где отрицательна. Это ни о чем не говорит. Мы все – маргинальная окраина Европы.  С большим самомнением, называемым «патриотизм».

 

- Вопрос про старый «одесский миф» возникает всё чаще. Нужны ли Одессе «новые герои» именно сейчас? Стоит ли генерировать искусственные мифы городов в принципе, и, если бы это был миф от Семена Кантора, то каким бы он был?

 

- Для меня «одесский миф», созданный и эксплуатируемый малокультурными людьми (иногда коренными одесситами), всегда был отвратительной ложью. Я не люблю идеологию, поэтому генерировать мифы бы не хотел. Но понимаю политиков и интеллектуалов, их обслуживающих, в желании придумать очередной симулякр. Первый симптом тоталитаризма фраза: «Людям надо во что-то верить!». Мой одесский миф: Одесса Гамова и Жаботинского.

 - Созидание не успевает за рукотворным разрушением. Противостояние на площадке власть/бюджет/коррупция и культурная генерация/зависимость/бюрократия проходит с неравными силами. Куда приведет такой путь культуру одесского региона, какой она будет через десять лет?

 

- Я не верю в эффективность противостояния бюрократии. Для маркировки больных тем – нормально, но не более. Надо участвовать в выборах, желательно, не только в качестве избирателей. Надеюсь, что это поможет. Если не победить нынешнее болото, вопрос о культуре будет неактуален.