О качестве образования в Одессе: по следам ВНО Институт развития городов

Девять выпускников одесских школ получили максимальные 200 баллов по результатам внешнего независимого тестирования (ВНО). Эти дети, а также их учителя-предметники, репетиторы и родители — гордость нашего города. Есть все основания считать, что свои высокие результаты они получили не благодаря, а вопреки нашей системе школьного образования. И вот почему...


Начнём с приятного

 

Мэр Геннадий Труханов поздравил выпускников-рекордсменов и обещал каждому сертификат на 5000 гривен. Вот их имена:

 

Елизавета Савицкая (биология) – школа №45; 

 

Александр Андреев (английский) – Приморский лицей;

 

Анастасия Колотило (английский) – гимназия №8;

 

Ирина Заварская (немецкий) – школа №90;

 

Кирилл Петковский (математика) – Ришельевский лицей;

 

Мария Видрук, Артемий Нефедов, Дарья Синюченко (химия) – Ришельевский лицей;

 

Александра Завальнюк (английский) – юридический лицей ОНЮА.

 

Присоединяемся к поздравлениям, а также отметим суперучителей химии Ришельевского лицея, воспитавших сразу трех чемпионов. Это заслуженный учитель Украины Татьяна Цимбал и специалист высшей категории Ирина Васильева.

 

А теперь о статистике ...

 

Для миллионного города девять выпускников-двухсотбалльников, из которых половина учится в одном Ришельевском лицее – мало.

 

В Киеве насчитывается 63 таких ребенка, во Львове – 34, в Харькове – 31. Всего в Украине 200 баллов получило 447 выпускников.

 

Если сравнивать эти показатели с количеством 18-летних*, то окажется, что во Львове один выпускник-чемпион приходится на 238 детей, в Киеве – на 478, в Харькове – на 508, в целом по Украине – на 792 ребенка, а в Одессе – один на 963.

 

Об успеваемости

 

Данные Украинского центра оценивания качества образования показывают, что Одесса и Одесская область существенно отстает по качеству образования. Для анализа мы выбрали отчет Центра за 2018 год, поскольку это последний настолько подробный документ с разбивкой по предметам и регионам.

Материалы отчета мы для краткости вынесли в таблицу. В ней можно узнать, какой процент выпускников, сдававших ВНО по различным предметам, получил высокие оценки – от 160 баллов и выше. Указан показатель Украины в целом, Одесской области, лучшего и худшего регионов страны, а также Харьковской области.

 

Последний регион был выбран для корректности сопоставления. Как и Одесская область, Харьковщина:

 

— в основном русскоговорящая;

 

— около половины населения сосредоточена в областном центре;

 

— наработала высокий интеллектуальный потенциал в ХХ веке;

 

— имеет обширную депрессивную периферию.

 

Забегая наперед, скажем, что показатели выпускников Одесской области по всем предметам ниже, чем в целом по Украине, а по физике мы занимаем последнее место. В то же время, «похожая» Харьковская область имеет результаты чуть выше среднего по всем предметам, кроме английского языка. То есть причина не в языке, не в истории и не в географии.

Причины отставания

 

Не совсем корректно анализировать ситуацию по Одессе, располагая данными по области. К сожалению, других цифр у нас пока нет.

 

С другой стороны, вклад Одессы в общую картину огромен, ведь 40% всех школьников региона учатся именно здесь. По идее, поскольку в крупном городе всегда больше возможностей, это должно было подтянуть общий результат. Однако мы этого не наблюдаем.

 

Что же не так с Одессой?

 

Например, наш город – национальный лидер по нагрузке на педагогов. Если в среднем по Украине на 1 учителя приходится 8,7 учеников, то в Одессе – 16,2**. Для сравнения, в Киеве пропорция составляет 1:12, в Днепре и Харькове – 1:13-14.

 

Отметим, что количество детей школьного возраста в Одессе продолжает увеличиваться (пик будет достигнут в 2023 году), а педагогов – уменьшаться. В результате, нагрузка на учителей может вырасти до фантастических 1:18. При этом «бумажной» работы им никто не сократит. Такая нагрузка сама по себе демотивирует педагогов и не позволяет им уделять время каждому ребенку.

 

Также есть ряд факторов, которые сложно отследить статистически, но они могут оказывать принципиальное влияние на качество школьного образования в Одессе:

 

- Одесса – город сравнительно высоких доходов и очень высоких расходов. А зарплаты в школах – 5-8 тысяч гривен. Это снижает мотивацию работать в школе как среди выпускников вузов, так и среди педагогов со стажем. Учителя, с которыми мы обсуждали эту проблему подтверждают: молодых специалистов в одесских школах – единицы;

 

- Проблемой многих одесских школ стала низкая дисциплина и отсутствие рычагов влияния на хулиганов, которые регулярно срывают уроки. Наши собеседники считают это огромной проблемой. И отмечают: поскольку исключить такого ребенка из общеобразовательной школы стало практически невозможным, действенно влиять на его родителей можно только на уровне городского Департамента образования. Однако чиновники этим почти не занимаются;

 

- Низкая мотивация к учебе среди части детей и их родителей. Школа во многих семьях воспринимается как «обязаловка» для получения диплома. А потом можно идти в торговлю, услуги, предпринимательство. К слову, высшее образование уже давно не гарантирует преимуществ в оплате труда: кассир зарабатывает больше доцента или учителя с 20-летним стажем, маникюрщица – больше рядового бухгалтера, хороший сушист, массажист или водитель – больше инженера, переводчика или дизайнера.

 

В совокупности эти факторы определяют, почему в Одессе выпускников-рекордсменов в разы меньше, чем в других больших городах, а быть отличником у нас – сложнее.

 

Мы не обвиняем в этом ни директоров, ни педагогов, ни родителей, ни самих детей. Мы не считаем, что одесситы «глупее» или «ленивее» киевлян или харьковчан (тем более, что еще 30 лет назад наш образовательный кластер по ряду направлений был уникальным). Очевидно, что проблема системная и обсуждать её нужно на уровне Одесской мэрии и Министерства образования.

 

Чем это чревато

 

Невысокое качество образования приводит к дефициту качественных специалистов. Это является серьезной преградой для привлечения инвестиций в наш город.

 

Когда экономическая политика Украины кардинально изменится и в стране начнется качественный рост, то Киев, Харьков, Львов или Луцк будут иметь куда лучшие перспективы для создания новых производств, ІТ-кластеров или медицинских центров, чем Одесса. И именно в этих городах будет создана среда для профессионального роста талантливой молодежи – художников и дизайнеров, инженеров и программистов, медиков и архитекторов, менеджеров и экономистов.

 

А что Одесса? Что мы собираемся производить и перераспределять в будущем?

 

Стоит ли радоваться тому, что сегодня наш город-порт аккумулирует сотни миллионов долларов от контрабанды? Рано или поздно существующая модель государства полностью обанкротится. Начнутся серьезные реформы и эта сфера будет существенно переформатирована.

 

Может, мы так и останемся «городом моряков»? Вряд ли, ведь по всему миру набирает обороты тенденция к автоматизации морских перевозок. И скорее всего, через 10-15 лет столько моряков уже не потребуется.

 

«Городом работяг» Одесса не станет уже никогда. А туризм и перевалка грузов по определению не могут быть основным источником дохода миллионного города.

 

Выходит, что только наука и создание «сложных» товаров и услуг – наша единственная и естественная перспектива. А для этого необходимо качественное образование.

 

А мы что? А мы занимаем последнее место в Украине по качеству преподавания физики.

* На основании данных Госстата о поле и возрасте населения Украины на 1 января 2020 года

** По данным Департамента образования и науки ОМР, на 1 сентября 2019 года в школах Одессы насчитывался 6421 педагог при 103793 учениках