Document
«А был ли мальчик?»: о главном архитекторе Одессы и общей ситуации в городе

Архитектурная ситуация в Одессе сегодня близка к трагической. Многое из культурного наследия уже потеряно, но ещё есть то, что можно сохранить. Вот только одесским чиновникам, и департаменту архитектуры и градостроительства в частности, не до этого. Поговорили с Владимиром Халиным об Одессе и должности главного архитектора. Спойлер: в Одессе сегодня нет главного архитектора.


Если рассматривать понятие «архитектура» в узком смысле, то это искусство и наука строить и проектировать здания и сооружения. А вот если не ограничиваться этим определением, то архитектура – это, одновременно, и отражение нашей жизни, и её результат. Если задуматься о том, что влияет на каждого из нас, если не с рождения, то как минимум с момента осознанного возраста, можно перечислить множество составляющих – семья, друзья, школа... Но редко кто задумывается, что нас формируют не только люди, которые нас окружают, но и населённый пункт, в котором мы живём, со всеми его архитектурными элементами. То есть, как ни крути, архитектура окружает нас всегда – будь то старинные здания, типовые хрущёвки или безликие, похожие на коробки, высотки. И это окружение формирует наш образ жизни.

 

В Одессу XIX века европейские архитекторы завезли моду на красивые здания и продуманные планировки. И в результате не только одесситам хотелось жить в этом городе, но и приезжим. И такова была сила Города, что она меняла людей – они ценили красивое, хотели видеть его вокруг себя и потому создавали. И это при том, что в Одессе всегда в приоритете была торговля. Советское время тоже наложило свой отпечаток – идеология и опасение быть «не такими, не правильными» привели к тому, что Оперный театр, например, выкрасили в серый цвет, а вокруг центра понастроили хрущёвки с крошечными кухнями, чтоб «хозяйка не уставала от готовки», и прекрасной слышимостью, чтобы на всякий случай. В 90-е годы было не до прекрасного, все выживали как могли. А потом наступили 2000-е, и в приоритете у людей оказалась не красота, а деньги. 

 

И сегодня в Одессе – красивейшем городе Украины, который впечатляет и избалованных иностранцев, нет даже главного архитектора. Мы поговорили с председателем общественной организации «Ассоциация архитекторов Одессы» Владимиром Халиным о сегодняшней ситуации в Одессе и о том, что значит быть главным архитектором города.
 

О департаменте архитектуры и градостроительства сегодня

Не так давно наше управление архитектуры стало департаментом, то есть статус стал немного выше. Но по-прежнему начальник департамента является и главным архитектором города (это прописано скромно и чуть ли не в скобках). И на сегодняшний день у нас нет этого начальника – есть исполняющий обязанности (это Михаил Шайденко – прим. Ред). И если, так сказать, должность главного архитектора может занять только победитель открытого конкурса, то и.о. начальника департамента назначает мэр своим распоряжением. Но в любом случае и и.о., и начальник департамента архитектуры подчиняются заместителю мэра – сегодня это Сергей Подгайный (в 1999 году закончил Одесскую государственную академию строительства и архитектуры по специальности теплогазоснабжение и вентиляция – прим. Ред.). То есть сказать, что на сегодняшний день главный архитектор может что-то решать самостоятельно, то нет. Он находится в позиции полного подчинения мэру и его заму. И в результате культурное наследие Одессы зависит от строителя, а не от архитектора. 

О том, кем должен быть главный архитектор города в идеале

 

Главный архитектор города – должность почётная и ответственная, наверное, поэтому у нас её как таковой и нет. В идеале главный архитектор должен быть первым заместителем мэра, чтобы, имея определенное влияние, воплощать важные для города проекты в жизнь. А для этого он должен быть грамотным проектировщиком и среди его умений главным должно быть умение генерировать идеи. Главный архитектор должен определять и предлагать пути развития города, а не зависеть от обстоятельств и влиятельных лиц. Но в Одессе всё иначе. По большому счёту в нашем городе культурным наследием занимаются строители. И в результате мы имеем то, что имеем.

 

О перспективах для молодых одесских архитекторов

 

Ещё не так давно я преподавал в Строительной академии и среди моих студентов были ребята с горящими глазами и желанием создавать что-то красивое и функциональное. Но обычно на курсе третьем-четвертом это желание у них исчезает – ребята попадают на практику в строительные компании и там им просто ставят задачи. И на выходе мы имеем в определённом смысле деградацию после погружения в реальность. Так, один мой бывший действительно талантливый студент сейчас работает в фирме, которая строит то удивительное здание в Лузановке. Потому что работать надо, набираться опыта надо. Но, к сожалению, какой спрос – такое и предложение.  

 

Об «Ассоциации архитекторов Одессы»

 

«Ассоциация архитекторов Одессы» – это общественная организация, в которую входят около 30 архитекторов. Все вместе мы надеемся всё же сделать наш город комфортным для проживания, привлекательным для туристов и удобным для бизнеса. Но достаточно серьёзная проблема заключается в том, что у нас нет преемственности – появляются благие намерения, они перерастают в начинания, а потом что-то происходит, и надо начинать всё снова. И мы в Ассоциации пытаемся такую преемственность внедрить. 

О том, с чего необходимо начинать

 

Первое и самое важное, что необходимо внедрить – это проведение открытых архитектурных конкурсов. А проект любого нового здания должен выноситься на рассмотрение архитектурной комиссии. В целом, это давно известная практика, и в Одессе так раньше и было. Да и главного архитектора выбирали с помощью конкурса. Но за последние годы всё изменилось, и теперь департамент архитектуры и градостроительства находится в абсолютной зависимости от зама мэра и самого мэра. И ни о каких открытых конкурсах и речи не идёт. Хотя несколько лет назад прошёл конкурс на проект по благоустройству сквера Жанны Лябурб – там было представлено 33 варианта, и выиграл действительно интересный проект. Но почему-то прошло уже почти два года, а воз и ныне там. 

Если в Одессе начнут проходить открытые архитектурные конкурсы, на которых архитектор будет аргументировать свою позицию, а члены комиссии рассматривать и одобрять/не одобрять, то ситуация значительно улучшиться. Живая конкуренция ещё никому никогда не вредила. И имена архитекторов будут звучать, потому что сегодня многие даже не подписывают свои работы. И в результате у нас появится менять шанс Одессу к лучшему. Естественно, что мы не спасём все 1356 памятников архитектуры, но мы дадим им шанс видоизменяться красиво, сохраняя образ Одессы.