О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы

Недавняя реставрация моста Коцебу обошлась городу в 46 миллионов гривен. А 3 февраля, на отреставрированную лестницу рухнула часть заброшенного здания. Параллельно уже идёт ремонт Деволановского спуска, но насколько логично потратить 200 миллионов гривен на реконструкцию дороги, которую может разбить очередной домопад, неизвестно. А мы рассказываем подробнее о Деволановском спуске – истории, перспективах, реалиях.


Мост Коцебу одно время называли братом Эйфелевой башни, ведь железные конструкции для обоих делала одна парижская фирма «Societe des ponts et travaux en fer». То есть детали металлического каркаса моста изготовили во Франции, привезли в Одессу и собрали мост прямо на месте. Один только этот факт можно было бы использовать для того, чтобы устроить из Деволановского спуска туристический объект. Хотя парижский фрагмент – это всего лишь фрагмент.

О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №1

Деволановский спуск – это одно из интереснейших мест Одессы. Не зря его называют Канавой, ведь здесь в полной мере сочетаются все контрасты города. Изначально в этой естественной балке жили одни из самых первых одесситов и, по легенде, даже те самые хаджибейские турки. Популярность спуска объяснялась близким расположением гавани. Поэтому, конечно, жители Карантинной балки, как изначально называлась эта улица, отличались пестротой. Здесь достаточно быстро открылись дешёвые ночлежки, но не реже встречались и приличные доходные дома. И, конечно, в этой балке активно процветал складской бизнес. Да и везувийская лава, и любимая одесситами брусчатка тоже быстро осела на Деволановском спуске. Да, 200 лет назад здесь однозначно бурлила жизнь и представить, что самая центральная часть Одессы, выгодно соседствующая с портом и Дерибасовской будет находиться в нынешнем состоянии, конечно было невозможно.

О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №2
О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №3

И вот сегодня на Деволановском спуске рухнула часть заброшенного здания. Серьёзный удар пришёлся не только по улице, которой кажется уже ничего не страшно, но и по недавно отреставрированному мосту Коцебу. А его реставрация обошлась в 46 миллионов гривен. Несмотря на то, что мост после ремонтных работ стал похож на крем-брюле, упавшее в зону взрыва, это был повод гордости для городской власти. А теперь в ремонт моста снова придётся вкладывать деньги.

О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №4
О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №5

И вот теперь возникает вопрос. С начала января на Деволановском спуске начались ремонтные работы по приведению этой улицы в порядок. Реставрацией занимается всё та же известная одесситам и близкая горсовету компания «Ростдорстрой». Обойдутся работы городу в 193,6 миллионов гривен и закончиться должны к концу 2022 года. Ремонт предполагает замену конструкций пешеходных тротуаров с укладкой тактильной плитки, внешнего освещения, водоотводных сооружений, водопровода, канализации, электросетей и сетей связи. В планах и ремонт коллектора. Кроме этого, компания собирается полностью отремонтировать проезжую часть, обустроить дорожные знаки и нанести разметку. А также установить пожарные гидранты, восстановить трубопроводы водоотведения и канализации, привести в порядок и подсветить мосты Новикова и Строгановский.

О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №6

Но не является ли сегодняшняя ситуация с обрушением дома на Деволановском спуске в некотором роде пророчеством? Ведь, таким образом, можно будет выделять деньги и ремонтировать многострадальную улицу десятки лет, а то, что дома на ней стоящие будут обрушаться, не является неожиданностью. Так, в этот раз обрушилось заброшенное здание возле бывшего Cristal Palace на Деволановском спуске, 11. В горсовете рассказали, что здание находится в частной собственности и официально там никто не проживал. По ситуации мэр города Геннадий Труханов сообщил, что «собственников здания искали на протяжении пяти лет и пытались влиять на ситуацию». А Михаил Кучук отметил, что с собственниками связывались неделю назад:

«Здание принадлежит гражданину Греции господину Драгнесу. Мы уже неделю назад приглашали его и предупреждали, что в случае, если он не будет срочно приводить в порядок свою собственность, мы воспользуемся решением исполкома и будем готовить документы для передачи в суд»

Но неужели только обрушение может стать поводом для кардинальных действий городской власти?

О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №7
О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №8

Стоит отметить, что разговоры о реконструкции Деволановского спуска идут уже давно. Так, в 2012 году там хотели создать новый деловой центр города, такое себе «одесское Сити». Тогда компания «Марин-инвест», принадлежащая Олегу Радковскому, предлагала возвести 12-этажные бизнес-центр и гостиницу. А вот два года назад предложили предпроект по благоустройству Деволановского и Польского спусков. Впрочем, тема та же – в историческом районе построить бизнес-центры и торговый центр с паркингом. Иной взгляд на возрождение Канавы был у одесских урбанистов во главе с нынешним нардепом Александром Горенюком. Они предложили проект «Подмостовье» – новая дорога, хипстерские кафе и галереи. Горенюк сравнивает идею Деволановского спуска с Шордичем в Лондоне, мол, это колыбель неформального искусства в Британии. Или районом Санкт-Паули в Гамбурге – креативным районом, в котором можно найти все.

 

Но пока городские власти не могут разобраться с собственниками многих одесских зданий и выделяют деньги на реконструкцию дороги. А насколько целесообразно сначала ремонтировать дороги, а потом ловить падающие дома, неизвестно. Кстати, в XIX веке одно из положений Строительного комитета гласило, что если собственник, получивший землю в течение трёх лет или до оговоренного срока ничего не сделает, он лишается этой земли. Интересно, правда?

О Деволановском спуске: падающие дома, дорогая реконструкция, история и перспективы - изображение №9