Document
Как готовились к Рождеству и Новому году в старой Одессе

Новый год – это праздник, который как неизбежность, его всё равно придётся отметить. Сам процесс подготовки буквально заряжает праздничной энергией. Рассказываем, как в Одессе появилась традиция на Новый год ёлки наряжать и горячее вино пить. 
 


Хочешь-не хочешь, а вот оно 31 декабря и Новый год на носу. И вот уже в каждом доме должен витать запах хвои, мандаринов или просто праздника. Ну и новогодний стол с самыми разными вкусностями под названием «не трогай, это на вечер» никто не отменял. Это ведь традиции, без которых сложно представить себе настоящий Новый год. Но ведь кто-то положил начало этим традициям? 

 

У многих Новый год ассоциируется с ёлкой, мандаринами и шампанским. Даже в том случае, если вы не устанавливаете посредине квартиры живое дерево, не любите цитрусовые и не пьёте игристое. Но на то это и традиции. Хотя было время и подобного в Одессе не делали. Ведь 200 лет назад где можно было раздобыть ель? В голой причерноморской степи любое дерево было на вес золото.  А традиция устанавливать новогоднюю ёлку пришла к нам из Германии. Там зелёные ветки ещё с языческих времен символизировали вечную жизнь. Но в Одессе создать подобную праздничную атмосферу было куда сложнее даже прагматичным немцам, активно заселявшим наши края – здесь просто не было ёлок. Зато были греческие померанцы – сладчайшие апельсины, которых в столице-то и не знали. Так что начало было положено.

 

Да и традиции Западной Европы были сильны. И самые богатые одесситы решили, что праздник должен случиться и в Одессе. Так, граф Потоцкий устроил первый рождественский бал, чуть ли не главной героиней которого стала ель, привезённая из Умани. Диковинное дерево, украшенное стеклянными шарами и свечами, впервые появилось в особняке Потоцких на улице Софиевской. Сейчас этот особняк известен как заброшка Одесского ювелирного завода. Тогда, в 1814 году эта ель была первой и единственной во всей огромной стране. Так что именно в Одессе присматривались и воплощались в жизнь европейские традиции, которые потом расходились по всей империи. 
 

На первую ёлку тогда пришёл весь бомонд города: Александр Ланжерон, Иероним Сабанский, Пётр Разумовский и многие ещё из тех, в чью честь названы одесские улицы. Рождественский бал прогремел далеко за пределами города. Собственно, после этого Рождество у Потоцких всегда было популярно у представителей одесской аристократии. В дальнейшем подобные балы вошли в моду и устраивали их параллельно с «зачинщиками». 

 

Одна из составляющих католического Рождества и сегодня – это ярмарка. И тут всё же постарались немецкие одесситы. Одна из первых, а может и самая первая, прошла в Люстдорфе в начале XIX века. Большинство простые немцев не могли себе позволить себе поставить ёлку дома, но для сохранения традиций люстдорфцы устанавливали одну главную ель на площади перед кирхой. И там же, чтобы не замёрзнуть (когда-то и в Одессе были снега и морозы в декабре) организовывали ярмарочные ларьки с горячим вином и рождественскими пряниками. 
 

Вплоть до XX века именно Рождество было главным зимним праздником в Одессе. Новый год тоже отмечали, но он был скорее своеобразным продолжением гуляний. Немцы, итальянцы, французы, украинцы, греки, молдаване, арнауты, болгары – все они сделали свой вклад в формирование традиций празднования Рождества. Ни, конечно, ни один праздник не обходился без приготовлений. Практически с середины XIX века к рождественским закупкам готовились как продавцы, так и покупатели. За два месяца до праздника городские магазины старались привлечь к себе яркими витринами и обилием товаров. И одесситы знали, что самый роскошный выбор, конечно же, в универмаге Петрококино на Греческой. Трёхэтажный магазин называли одесским Лувром, а купить там можно было всякое заграничное – детские игрушки, велосипеды, краски, а в дальнейшем и фотоаппараты, велосипеды, электрические лампы и «самые изящные подарки для любого возраста». Здесь были представлены «Мясной магазин Пефани», «Пивной магазин Калифотиди», «Парикмахерская Тесеоглу», «Ресторан Складареса», «Швейная мастерская Кириако», «Виноторговля Потамианоса», «Корсеты Стафикопуло», «Мастерская по набиванию чучел Родиди», кофейни Грекидиса, Захарато, Маландраки, Павлиди, Хрисолури. В универмаге Петрококино можно было закупиться французским игристым вином, сделать праздничную причёску или отпраздновать что угодно в ресторане.

Кстати, к игристому вину одесситы настолько пристрастились, что к 1850 году за Тираспольской заставой открыли завод по производству игристых вин на французский манер. Бутылка шампанского «по Изнару» стоила рубль, но можно было купить и полбутылки за 55 копеек. К концу ХIХ века в Одессе появились фабрики по производству шампанских вин – Одесский «Дуаэн», «Кабинетное» и «Эксельсиор», которые не уступали иностранным «Луи Редерер Аи», «Мумм» и «Карт-Бланш». 
 

Хотя Рождество традиционно было семейным праздником, ярмарочные городки были не менее популярны. Ярмарки организовали и возле протестантской Кирхи, католических костёлов и на Соборной площади. Но самый большой ярмарочный городок по традиции открывали на полях Куликовских, которые тогда находились уже за границей Порто Франко. В канун праздников тут устанавливали цирки шапито, передвижные зверинцы и французские паровые карусели. Если зима выдавалась подходящей и ударял мороз, на площади заливали ледяной каток. Зимние праздники в Одессе всегда отмечали с размахом. 

 

И хоть давно уже нет универмага Петрококино, а на его месте на Греческой, 26/28 стоит жилая сталинка, традиции надо соблюдать. А мы поздравляем вас с наступившим уже Рождеством католическим и наступающим Новым годом. И пусть эти зимние праздники будут наполнены домашним уютом, семейным теплом и весёлыми гуляниями в лучших одесских традициях.