Document
Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея

 

Раньше, при построении коллекции использовался четкий рубеж ― до 1917 и после 1917 года. Последние 20 лет этот подход пересматривается, так как изменения в искусстве не могут быть связаны с конкретной датой. Богато и ярко представлены разделы передвижничества, искусства до модернизма и сам модернизм. В дополненной экспозиции мы открываем новые грани уже известных художников.


 

Автор неизвестен «Избрание на царство Михаила Романова»

 

17 век. Одно из самых ранних жанровых произведений в коллекции музея. Этюдная работа. Попала в коллекцию еще до официального открытия музея — до 1899 года.

 

Василий Перов «Пастушок с дудочкой»

 

Один из самых интересных новых экспонатов третьего зала — это ранняя академическая пенсионерская работа Василия Перова. Написана в Парижский период.


Пенсионеры — это художники, которые за государственный пансион писали картины за границей. Но это право надо было ещё заслужить в конкурсе на получение больших и малых медалей.

 

Перов — художник-передвижник, художник-жанрист. Данная работа совершенно для него не характерна, потому что это постановочная салонная работа, декоративная и обильно крашенная. Это условно академическая живопись. Эстетическая особенность произведения в том, что художник демонстрирует свою невероятную тщательность в ботанических деталях, складках рубашки. Веночек как будто только что сплетенный. Мы видим, что должна быть лирическая картина, но выражение у пастушка Перовское — не по возрасту задумчивое, и очень грустные глаза.

 

Клавдий Степанов «Раненый воин»

 

Прежде всего мы видим хорошую анатомию. Художник показывает раненого воина, который бравурно, театрально и немного напоказ, даже пафосно — сам себе перевязывает руку. Он словно играет перед детьми, которые рядом помогают. И восторженно воспринимают его как героя.

 

Василий Верещагин «Рыбак»

 

Здесь мы тоже видим тщательность, внимательность и аккуратность. Это немного романтический образ. Обычно художники-академисты не писали простых людей. Подобных персонажей начали писать в эпоху романтизма, когда появилась сентиментальность к народности.

 

Константин Маковский «Ромео и Джульетта»

 

Работа 90-х годов 19 века. Была написана в Париже. Эта работа из коллекции одесского коллекционера Руссова Александра Петровича. Работа отреставрирована, заказана новая рама за благотворительные деньги семьи Крыловых.

 

Илья Репин «Евреи в аравийской пустыне» 1870 год

 

Работа была написана за год окончания Академии. Это библейский сюжет, который был очень распространен в Академии. Художник с чувством большой многофигурной композиции, которое проявится и позже в больших знаковых в работах, таких как «Бурлаки» и «Запорожцы».

 

Константин Коровин «Париж»

 

Работа написана в Париже, и здесь мы видим хороший импрессионистический метод, который Коровин, как никто другой, очень качественно и вариативно использовал. Коровин создавал ночные пейзажи — солнечный свет заменял искусственным, изображал лампочки, свет окон, фонарей. И вообще художник очень артистичен.

 

Леонид Пастернак «Не выпить ли?»

 

Леонид Осипович Пастернак, отец Бориса Пастернака, художник, который родился в Одессе. К его экспозиционным работам добавлена ранняя, выполненная в передвижническом духе с сатирическим контекстом. У главного героя есть пятак — пить или не пить.

 

Передвижники — художники, которые изображали повседневную реальность, критиковали с точки зрения социальной несправедливости или морали.

 

Константин Сомов «Портрет Т.М. Брайкевич»

 

Работа написана в Париже в 1931 году, в постэмигрантский период. Это одна из дочерей одесского коллекционера Михаила Васильевича Брайкевича, который дружил с художником и поддерживал его. В эмигрантский период коллекционер особенно был близок с художником и заказывал работы. Работа прислана в 80-е годы XX века наследниками Брайкевича.

 

Иосиф Турцевич «Портрет Г.С. Головкова» 1988

 

Один из ярчайших представителей одесской школы. Герой выполнен денди — красивым, элегантным молодым человеком. Здесь Головкову 25 лет.

 

Начало XX века отличается тем, что много концептуальных идей о преобразовании мира выходит из салонов и становится частью активного социального, в том числе революционного движения. Мы видим работу немного аскетично-минималистичной — цвет сведен к минимуму. Преобладание черного цвета, и всё внимание на лицо, на мысли, на представления. Минимум внешнего антуража, и при этом есть что-то в ней очень решительное.

 

Петровский Иван «Девочка в белом»

 

Петровский учился в Одесском художественном училище, чувствуется влияние художников того периода, таких, как Костанди. Это с одной стороны. С другой стороны, влияние европейского модерна с гнутыми линиями и большими цветными декоративными рефлексами. Работа была недавно отреставрирована. Впервые находится в экспозиции. На картине мы видим синтез времени. Художник нашёл красивые пересечения эстетических граней времени. С одной стороны традиции, с другой стороны модерн, очень деликатный и с чувством такта.

 

Николай Милиоти «Красный остров»

 

У художника несколько фантазий на тему розового острова. Период позднего символизма в 1900-е годы, когда художники переправляли условность цвета и формы, и создавали художественный образ как метафору мыслей, ощущений, фантазий. Художник рисовал свои мечты и погружения, и в этом эстетика позднего символизма.

 

 

Михаил Жук «Лилии»

 

Один из основателей украинской Академии искусств, художник эпохи модерн. Учился в Европе и потом преподавал в Одессе в художественном училище. Принёс европейские традиции в одесское искусство. Михаил Жук представлен несколькими портретами, которые только недавно достали из фондов. Мы видим картину-гобелен. Это синтез жанров и некоторая условная формула красоты, универсальная модель мира, которая была представлена именно в модерне. И картина, и в тоже время графика

 

Теофил Фраерман «Интерьер»

 

Работа одесского художника, преподавателя, который в свое время работал в мастерской Родена, учился в Париже в разных независимых в школах и в 17 году вернулся в Одессу. Когда все художники уезжали — он остался. Со временем стал директором музея Восточно-Западного искусства и был блестящим преподавателем. Он стал художником, который воплощал в жизнь линию независимого модернового искусства, искусства эксперимента. Его натюрморты интересны тем, что это картина в картине. Мы видим, как в натюрморте картина висит над экспозицией. Зритель таким образом погружается в картину, и образуется расширенное пространство. Фраерман воспитал целую плеяду художников, которые неофициально задавали тон искусства второй половины 20 века.

 

Александр Дайнека «Оборона Петрограда»

 

На холсте присутствуют два потока людей. Молодые и здоровые со штыками идут на войну. А по верху, по мосту, возвращаются раненые, убитые, в каретах скорой помощи, с перевязанными головами, без ног. Здесь мы наблюдаем символизм.

 

Мучник Леонид «Восстание на крейсере «Очаков»

 

Работа 36 года. Знаменитый одесский художник и преподаватель. Он основал школу материальной живописи — телесной живописи, где хорошо проработана анатомия, показана масса человеческих тел. Мучник художник социалистического реализма. В картинах, показывающих жизнь матросов, он идеализирует действительность. В палитре мы видим красивые цвета, гармонично подобранные по тону

 

Юрий Егоров «Юность»

 

Главный одесский художник середины XX века. Егоров разработал свой собственный метод изображения морской воды. Его вода всегда светится, всегда живая и переливается всеми цветами. Егоров часто писал свои картины на Бугазе, в дикой местности. Дикость природы, дикость стихии моря воплощена в его картинах. Работа 68 года, совершенно смелая для того времени. Девушка-топлес изображена в контражуре — солнце находится где-то высоко, и на ее тело падает тень.

 

 

Олег Соколов

 

Художник, который не вписан в историю одесского искусства. Совершенно не вписывался даже в нонконформистское движение и стоял особняком. Большая коллекция его работ хранится в Музее Западного и Восточного искусства. Эти две работы подарены совсем недавно. Одна семьей Хасилевых, вторая — Вячеславом Выродовым.

 

Ацманчук Александр, эскиз к картине «Барабанщик»

 

Ацманчук, так же, как Егоров, собрал вокруг себя плеяду художников в шестидесятые. Поиск и творческую искру мастер ставит выше официального признания. На картине изображён барабанщик, порванный барабан, палочки выпадающие из рук. Это символ борьбы, символ тщетности действий. Художник ничего специально не драматизирует — только показывает как происходит на самом деле.