Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея

 

Раньше, при построении коллекции использовался четкий рубеж ― до 1917 и после 1917 года. Последние 20 лет этот подход пересматривается, так как изменения в искусстве не могут быть связаны с конкретной датой. Богато и ярко представлены разделы передвижничества, искусства до модернизма и сам модернизм. В дополненной экспозиции мы открываем новые грани уже известных художников.


 

Автор неизвестен «Избрание на царство Михаила Романова»

 

17 век. Одно из самых ранних жанровых произведений в коллекции музея. Этюдная работа. Попала в коллекцию еще до официального открытия музея — до 1899 года.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №1
Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №2

 

Василий Перов «Пастушок с дудочкой»

 

Один из самых интересных новых экспонатов третьего зала — это ранняя академическая пенсионерская работа Василия Перова. Написана в Парижский период.


Пенсионеры — это художники, которые за государственный пансион писали картины за границей. Но это право надо было ещё заслужить в конкурсе на получение больших и малых медалей.

 

Перов — художник-передвижник, художник-жанрист. Данная работа совершенно для него не характерна, потому что это постановочная салонная работа, декоративная и обильно крашенная. Это условно академическая живопись. Эстетическая особенность произведения в том, что художник демонстрирует свою невероятную тщательность в ботанических деталях, складках рубашки. Веночек как будто только что сплетенный. Мы видим, что должна быть лирическая картина, но выражение у пастушка Перовское — не по возрасту задумчивое, и очень грустные глаза.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №3

 

Клавдий Степанов «Раненый воин»

 

Прежде всего мы видим хорошую анатомию. Художник показывает раненого воина, который бравурно, театрально и немного напоказ, даже пафосно — сам себе перевязывает руку. Он словно играет перед детьми, которые рядом помогают. И восторженно воспринимают его как героя.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №4

 

Василий Верещагин «Рыбак»

 

Здесь мы тоже видим тщательность, внимательность и аккуратность. Это немного романтический образ. Обычно художники-академисты не писали простых людей. Подобных персонажей начали писать в эпоху романтизма, когда появилась сентиментальность к народности.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №5

 

Константин Маковский «Ромео и Джульетта»

 

Работа 90-х годов 19 века. Была написана в Париже. Эта работа из коллекции одесского коллекционера Руссова Александра Петровича. Работа отреставрирована, заказана новая рама за благотворительные деньги семьи Крыловых.

 

Илья Репин «Евреи в аравийской пустыне» 1870 год

 

Работа была написана за год окончания Академии. Это библейский сюжет, который был очень распространен в Академии. Художник с чувством большой многофигурной композиции, которое проявится и позже в больших знаковых в работах, таких как «Бурлаки» и «Запорожцы».

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №6

 

Константин Коровин «Париж»

 

Работа написана в Париже, и здесь мы видим хороший импрессионистический метод, который Коровин, как никто другой, очень качественно и вариативно использовал. Коровин создавал ночные пейзажи — солнечный свет заменял искусственным, изображал лампочки, свет окон, фонарей. И вообще художник очень артистичен.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №7

 

Леонид Пастернак «Не выпить ли?»

 

Леонид Осипович Пастернак, отец Бориса Пастернака, художник, который родился в Одессе. К его экспозиционным работам добавлена ранняя, выполненная в передвижническом духе с сатирическим контекстом. У главного героя есть пятак — пить или не пить.

 

Передвижники — художники, которые изображали повседневную реальность, критиковали с точки зрения социальной несправедливости или морали.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №8
Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №9

 

Константин Сомов «Портрет Т.М. Брайкевич»

 

Работа написана в Париже в 1931 году, в постэмигрантский период. Это одна из дочерей одесского коллекционера Михаила Васильевича Брайкевича, который дружил с художником и поддерживал его. В эмигрантский период коллекционер особенно был близок с художником и заказывал работы. Работа прислана в 80-е годы XX века наследниками Брайкевича.

 

Иосиф Турцевич «Портрет Г.С. Головкова» 1988

 

Один из ярчайших представителей одесской школы. Герой выполнен денди — красивым, элегантным молодым человеком. Здесь Головкову 25 лет.

 

Начало XX века отличается тем, что много концептуальных идей о преобразовании мира выходит из салонов и становится частью активного социального, в том числе революционного движения. Мы видим работу немного аскетично-минималистичной — цвет сведен к минимуму. Преобладание черного цвета, и всё внимание на лицо, на мысли, на представления. Минимум внешнего антуража, и при этом есть что-то в ней очень решительное.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №10

 

Петровский Иван «Девочка в белом»

 

Петровский учился в Одесском художественном училище, чувствуется влияние художников того периода, таких, как Костанди. Это с одной стороны. С другой стороны, влияние европейского модерна с гнутыми линиями и большими цветными декоративными рефлексами. Работа была недавно отреставрирована. Впервые находится в экспозиции. На картине мы видим синтез времени. Художник нашёл красивые пересечения эстетических граней времени. С одной стороны традиции, с другой стороны модерн, очень деликатный и с чувством такта.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №11

 

Николай Милиоти «Красный остров»

 

У художника несколько фантазий на тему розового острова. Период позднего символизма в 1900-е годы, когда художники переправляли условность цвета и формы, и создавали художественный образ как метафору мыслей, ощущений, фантазий. Художник рисовал свои мечты и погружения, и в этом эстетика позднего символизма.

 

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №12

 

Михаил Жук «Лилии»

 

Один из основателей украинской Академии искусств, художник эпохи модерн. Учился в Европе и потом преподавал в Одессе в художественном училище. Принёс европейские традиции в одесское искусство. Михаил Жук представлен несколькими портретами, которые только недавно достали из фондов. Мы видим картину-гобелен. Это синтез жанров и некоторая условная формула красоты, универсальная модель мира, которая была представлена именно в модерне. И картина, и в тоже время графика

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №13
Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №14

 

Теофил Фраерман «Интерьер»

 

Работа одесского художника, преподавателя, который в свое время работал в мастерской Родена, учился в Париже в разных независимых в школах и в 17 году вернулся в Одессу. Когда все художники уезжали — он остался. Со временем стал директором музея Восточно-Западного искусства и был блестящим преподавателем. Он стал художником, который воплощал в жизнь линию независимого модернового искусства, искусства эксперимента. Его натюрморты интересны тем, что это картина в картине. Мы видим, как в натюрморте картина висит над экспозицией. Зритель таким образом погружается в картину, и образуется расширенное пространство. Фраерман воспитал целую плеяду художников, которые неофициально задавали тон искусства второй половины 20 века.

 

Александр Дайнека «Оборона Петрограда»

 

На холсте присутствуют два потока людей. Молодые и здоровые со штыками идут на войну. А по верху, по мосту, возвращаются раненые, убитые, в каретах скорой помощи, с перевязанными головами, без ног. Здесь мы наблюдаем символизм.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №15

 

Мучник Леонид «Восстание на крейсере «Очаков»

 

Работа 36 года. Знаменитый одесский художник и преподаватель. Он основал школу материальной живописи — телесной живописи, где хорошо проработана анатомия, показана масса человеческих тел. Мучник художник социалистического реализма. В картинах, показывающих жизнь матросов, он идеализирует действительность. В палитре мы видим красивые цвета, гармонично подобранные по тону

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №16

 

Юрий Егоров «Юность»

 

Главный одесский художник середины XX века. Егоров разработал свой собственный метод изображения морской воды. Его вода всегда светится, всегда живая и переливается всеми цветами. Егоров часто писал свои картины на Бугазе, в дикой местности. Дикость природы, дикость стихии моря воплощена в его картинах. Работа 68 года, совершенно смелая для того времени. Девушка-топлес изображена в контражуре — солнце находится где-то высоко, и на ее тело падает тень.

 

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №17

 

Олег Соколов

 

Художник, который не вписан в историю одесского искусства. Совершенно не вписывался даже в нонконформистское движение и стоял особняком. Большая коллекция его работ хранится в Музее Западного и Восточного искусства. Эти две работы подарены совсем недавно. Одна семьей Хасилевых, вторая — Вячеславом Выродовым.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №18

 

Ацманчук Александр, эскиз к картине «Барабанщик»

 

Ацманчук, так же, как Егоров, собрал вокруг себя плеяду художников в шестидесятые. Поиск и творческую искру мастер ставит выше официального признания. На картине изображён барабанщик, порванный барабан, палочки выпадающие из рук. Это символ борьбы, символ тщетности действий. Художник ничего специально не драматизирует — только показывает как происходит на самом деле.

Новинки экспозиции Одесского Художественного Музея - изображение №19