Новая одесская проза — это кто?

Одесская литература подарила миру много громких имен: Бабель, Ильф и Петров, Олеша. Но это было давно. Затем наступило затишье на многие годы. В двухтысячных начали появляться новые писатели, оригинальные и самобытные. Встреча с самыми яркими представителями новой одесской прозы прошла в рамках международного книжного фестиваля «Зеленая волна».


Что же такое «новая одесская проза»? Культуролог, руководитель литературной студии «Зеленая лампа» Евгений Голубовский выделяет такие основные черты: плотность текста, поэтическая образность, коллажное построение текстов, чрезвычайная ирония авторов и отсутствие идеологических табу. Чтобы присутствующие смогли воочию убедиться в его правоте, Евгений попросил каждого из авторов прочитать короткие рассказы или отрывки из более объемных текстов.

 

 

 

 

Семь авторов оказались одновременно очень разными и очень похожими. Разнило их, прежде всего, самоощущение в одесской литературной традиции. Молодой писатель Алексей Гладков говорил об одесском мифе, о том, что мы все являемся носителями той «старой одессы», прославленной в анекдотах. Ему парировала Анна Костенко, единственная представительница украинской прозы, с мыслью о том, что Одесса меняется и на нее нужен новый взгляд. Где-то между ними оказалась Анна Михалевская, которая с пристальным психологизмом исследовала старый Французский бульвар. Остальных, как показалось, больше волновала литература, чем их место в ней. Янина Желток прочитала рассказ о том, как пыталась дать взятку на таможне, Витя Бревис — текст о том, как помогал иностранцу найти украинскую жену, Елена Андрейчикова поделилась отрывком из еще неопубликованного романа и по ходу текста убила экспата. И больше всего публике по душе пришелся Вадим Ланда с рассказом о любовном поиске колючей проволоки.

 

 

 

 

Неизвестно, запомнятся ли эти семеро будущим поколениям, этого не предугадать. Но нам, современникам, наблюдать за ними интересно и увлекательно. Ведь у них находятся слова, чтобы описать ту реальность, которую мы ежедневно проживаем, где-то смешно, где-то задумчиво, где-то трагично, но главное — искренне.

 

Читай также: Бйорн Гельдхов: Монолог - это скучно

 

Похожие Теги: литература писатели зеленая волна
Поделиться:

Другие материалы