Document
Немецкая Одесса: имена, названия, истории

Говоря об интернациональности нашего города, мы чаще всего подразумеваем еврейскую Одессу, или греческую, или даже французскую или итальянскую. Но, как правило, забываем о немецкой общине, чей вклад в жизнь и процветание Одессы сложно переоценить.


Интересно уже то, что первые немцы приехали в Одессу не в качестве переселенцев, а как военные инженеры и специалисты. После разработки Францем де Волланом первого плана города, непосредственными работами руководил инженер Кайзер, а защитные казармы вокруг Одессы строил Егор Ферстер. Эти здания были разрушены и перестроены, но, например, план перестройки «дома для главнокомандующего» под учебное заведение сохранился – сейчас это дом Виллиама Вагнера, где в своё время располагался Ришельевский лицей.

Активно заселять Одессу и её окрестности немцы начали ещё во времена правления герцога де Ришелье. Тогда в городе образовались две колонии: Верхняя и Нижняя.  А за его пределами начали возникать немецкие сёла-колонии. Некоторые названия сохранились до сих пор, например, Люстдорф (в переводе с немецкого Весёлая деревня). Другие же населённые пункты имеют переведённые названия: Большая и Малая долины (Гросслибенталь и Клайнлибенталь), Мирнополье (Фриденталь), Петродолина (Петерсталь). Любопытно, что были и деревни, названные в честь родных мест переселенцев –  так, в Одесской и Николаевской областях можно найти Мюнхен и Манхайм, Страсбург и Эльзас. Но сейчас все эти селения имеют совершенно другие названия.

Главным центром немецкой Одессы был район, ограниченный современными улицами Пастера, Торговой, Старопортофранковской и Льва Толстого. Тут же расположены два храма одесских немцев – Реформаторская церковь (ныне Пресвитарианская) на улице Пастера и собор св. Павла на Новосельского, в народе называемый просто кирха. Здание для последнего начали строить 1825 году под руководством Франца Боффо.  Но здание он так и не достроил – по каким-то причинам обвалилась колокольня. После этого община передала строительство кирхи Джованни Фрапполли, но завершить строительство и ему не удалось – он умер. В конце концов, в 1827 году кирху достроил архитектор Георг Торричелли.  Но к концу XIX века здание обветшало, да и уже не могло вместить общину. В связи с этим руководство церкви обратилось к архитектору Карлу Герману Шойрембрандту. И в 1897 году по его проекту было построено здание в нео-романском стиле, которое и сейчас располагается на улице Новосельского. Кирха служила не только религиозным, но и культурным, и образовательным центром общины. Реальное училище святого Павла давало качественное и основательное образование, потому пользовался популярностью не только у немцев. Например, его закончил Лев Троцкий.

Но не только религией интересовались немецкие поселенцы. Среди них были как простые ремесленники, архитекторы и булочники, так и занимающие руководящие должности и даже олигархи. Но, если вспоминать о пекарях и булочниках, то, конечно, следует упомянуть Бернгарда Либмана. Именно ему принадлежало шикарное здание на углу улиц Преображенской и Садовой. Café Liebmann предлагало посетителям отечественные и зарубежные напитки, самую свежую выпечку и сладости, и даже специальные сладости для людей с сахарным диабетом.

На заводе колонистов Рестеля и Гена (в советское время он превратился в ЗОР) производили сельскохозяйственное оборудование. И самая совершенная на то время техника позволяла немецким колониям занимать первые места по производству зерна на юге современной Украины, что во многом определяло богатство тогдашней Одессы.

 

Ну, и какие немцы без пива. Один из самых известных пивоваров – промышленник и магнат Вильгельм Санценбахер. Надпись на бутылочных этикетках гласила: «От печалей и болезней, средство есть одно благое, Санценбахеровское пить». Это пиво продавалось не только в Одессе, но и по всей Российской империи.  К сожалению, в наше время от завода Санценбахера, который в советское время был превращён в Пивзавод №1, остались одни руины – здание сгорело при весьма странных обстоятельствах еще в 2007 году.

Но прославился этот немец ещё и благодаря Одесскому цирку. В то время он стал не только одним из первых постоянных цирков в тогдашней Европе, но и был обустроен по последнему слову техники. Каркас здания, собранный из кованных балок в верхней части оббитых деревом и войлоком, позволял сохранять тепло и улучшал акустику. И, кроме этого, было продумано паровое отопление, что немаловажно. Юрий Олеша писал: «Плюшевый рай… рай мрамора, ступеней, золота, матовых ламп, арок, коридорчиков, эха, хохота, блестящих глаз, запаха духов, стука каблуков.»

 

Если мы заговорили о промышленниках, то следует упомянуть и Фальц-Фейнов – им принадлежал дом с Атлантами на улице Гоголя.  Эта семья ведет своё происхождение от Фридриха Фейна, который переселился в Российскую империю в 20-е годы XIX века и занялся овцеводством. За щедрые пожертвования во времена Крымской войны одесские немцы получили потомственное почётное гражданство. А их фамилия известна не только в масштабах Одессы, но и всей Украины, ведь именно Фридрих Фальц-Фейн основал знаменитый заповедник Аскания Нова.

В начале XX века дела немецкой общины приходят в упадок. Начинается Первая Мировая, а за ней и Гражданская война. Многие были арестованы, задержаны, сосланы. Кто-то был вынужден эмигрировать. Окончательно добили общину сталинские репрессии и Вторая Мировая война. Людей массово вывозили в среднеазиатские республики и Казахстан. Покинутые сёла заселялись другими людьми, а о немецкой главе в истории города усиленно замалчивали.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.