Document
Некурортная Одесса: интервью с Еленой Павловой

Что такое Одесса для туриста? Лето, море, солнце, вкусная еда, ночные клубы в Аркадии. Но сезон быстро кончается, поток приезжих резко сокращается и интерес к городу падает. Спросили Елену Павлову, директора по развитию Всемирного клуба одесситов, советника мэра по вопросам культуры и туризма, о том, что еще может Одесса предложить, как власть видит развитие города, и чего не хватает общественникам.

 


 

Что Одесса может предложить туристам, помимо еды и пляжей, если мы не говорим о летних фестивалях?

 

У нас есть только несколько месяцев летнего курортного сезона.

 

Зато все остальное время ― это город, у которого потрясающая история, и здесь есть что делать, и что посмотреть, ведь Одесса ― город с огромным культурным наследием.

 

У нас есть круглогодичный Календарь фестивалей. И если приглядеться, то практически в каждом сезоне вы найдете что-то, что вас зацепит. Это и большие фестивали, и более камерные, это выставки, биеннале и литература; это совершенно уникальный гастротуризм.

 

Одесса ― город с прекрасными театрами, которые сейчас проявились совершенно по-новому, потому что очень сильно поменялись составы. В театры пришли молодые, и свежая кровь дала возможность запустить несколько совершенно потрясающих спектаклей. Последние две премьеры в Украинском театре просто разорвали в городе стереотипы о театре в целом, и об Одесском Украинском театре, в частности. Молодежь сейчас создает очень много социальных, просветительских проектов.


Возрос интерес к городу как к бизнес-центру, здесь все больше начинает происходить международных бизнес-конференций, семинаров, встреч. Появилось больше научных конференций, особенно молодежных. Не тех, которые для «галочки», а настоящих, где можно слушать совершенно уникальные вещи с открытым ртом и только удивляться и радоваться, как свободны, умны и современны наши дети.

 

Молодежь сейчас создает очень много социальных, просветительских проектов.

 

То, как географически расположен город, также предполагает определенные движения и направления работы. Это, прежде всего, логистика. Особенно в связи с войной и оккупацией Крыма, когда на Одессу легла дополнительная нагрузка, мы с новой силой ощутили острую необходимость модернизации всей логистическо-транспортной системы.

 

Это и торговля, в прямом смысле, из рук в руки. Потому что, как бы мы не позиционировали себя, мы ― и торговый центр. И большое количество появившихся современных моллов, бутиков, в том числе ― украинских дизайнеров; уникальное явление под названием 7-й километр, как ни крути, собирают людей из всей Украины не только и не столько, чтобы посмотреть, но еще и ради продолжения своего бизнеса, связанного с торговлей. Я уже не говорю про нишевые явления, такие, например, как фэшн-индустрия.

 

Для меня это все ― целый набор взаимосвязанных направлений, где каждое усиливает следующее. Это такое невероятное смешение энергий, интересов и проявлений, что Одесса всегда останется на пике интереса.

 

Это очень здорово, что вы видите это настолько комплексно, потому что иногда кажется, что у одесситов есть определенный снобизм: мы культурная столица, а кто едет не за этим ― «неправильные» туристы.

 

Одно без другого рассматривать невозможно. Мы не можем рассматривать культуру в отрыве от развития экономики. Потому что культура ― это очень дорогое удовольствие, в хорошем смысле слова. И мы должны понимать, если мы хотим развивать это направление, в него нужно вкладывать деньги. От банальных вещей, связанных с ремонтами, с пополнением экспозиций, с нормальными зарплатами, с мотивацией людей, ― до привлечения сюда людей высшего профессионального уровня или просто привлечения специалистов, которые хороши и востребованы, чтобы показать нас и поучиться у них. И в этом контексте очень важно понятие меценатства, которое традиционно в Одессе очень развито; но, к сожалению, в Украине сейчас нет закона, который бы четко регламентировал это понятие. И многие люди как из сферы культуры, так и из бизнеса, говорят о том, что это необходимо, поэтому я надеюсь, что мы сдвинемся с мертвой точки и подойдем к разработке этого закона и его принятию. Потому что это даст возможность совершенно по-другому наполнять все, что связано с культурой.

 

Сегодня мы действительно наблюдаем некоторые процессы, связанные с тем, что люди, привыкшие отдыхать в полуцивилизованных условиях, транслируют эти привычки здесь, у нас. Но это наша задача, не подстраиваться под это, не молчать, а целенаправленно и постоянно повышать планку, собственную, в первую очередь.

 



А насколько у нас власть готова вкладываться? Иногда возникает ощущение, что маленькие скульптурки по городу ― это их максимум.

 

Я стараюсь все видеть в совокупности процессов и деятельности. То, что в городе происходит последние семь лет в сфере культуры и туризма ― это прорыв. Во-первых, по-настоящему заработала Ассоциация «Туризм Одессы», которая была создана несколько лет назад. По-настоящему, потому что до этого были попытки, опыт общественных организаций из нескольких человек, которые что-то старались делать. Но они были сами по себе, в отрыве от сообщества и при отсутствии понимания и поддержки со стороны власти; это не было наполнено энергией идей и взаимодействия людей. Ассоциация «Туризм  Одессы» пережила несколько интересных этапов, от позиции «зачем она нужна?»,  до большой серьезной организации. Люди научились вырабатывать единую позицию по ряду вопросов, доносить эту информацию до тех, кто может повлиять на принятие того или иного решения; и сегодня эта организация прекрасно представляет город как внутри страны, так и в международных проектах. А кроме того, Одесса ― это город, с которого и в котором, по сути, началось активное позиционирование туризма именно как направления экономики.

Люди научились вырабатывать единую позицию по ряду вопросов, доносить эту информацию до тех, кто может повлиять на принятие того или иного решения

Я совершенно не считаю, кстати, что скульптурки ― это незначительная вещь. Интерес, который город вызывает, это не сиюминутный интерес, он вырабатывался многие годы. И все туристы разные: кто-то видит красивое здание, кто-то видит море, кто-то скульптурки, кто-то квест по историческим точкам... Мне кажется, сейчас власть как раз работает над тем, чтобы преподнести город, как совокупность этого всего. Опять-таки, все делают ошибки. И сегодня я смотрю на происходящее и думаю, что что-то можно было сделать по-другому. Но раз этого не произошло, значит нельзя было. Либо людей не хватало, либо ресурсов, либо желания. Когда мы начинали в 2011 году, были совершенно другие бюджеты у города. То, что поменялось законодательство в плане наполнения местных бюджетов, дало возможность начать работу параллельно над многими вещами.

 

Мы все, украинцы, учимся; мы начали много ездить, много смотреть по сторонам. Но изменения не происходят сразу, они происходят со временем. Точно так же с культурой. Город финансирует большое количество культурологических проектов, пожалуй, рекордное в Украине. Мы в очень хорошем положении по сравнению со многими другими городами. И люди даже начали к этому относиться, как к само собой разумеющемуся. И сейчас, наоборот, наступил период, когда сильное должно остаться, а слабое ― уйти.

 

А насколько власть прислушивается к критике?

Если мы говорим про критиканство, а его очень много, это неприятно любому. Если критика подается с каким-то конструктивным предложением, все готовы работать. Вы же не допускаете мысли, что людям нравится или им все равно, когда их критикуют? Но критикуя, ― предлагай. Раз оно так происходит, значит на это уже есть какие-то основания. Значит что-то нужно предложить другое. Мне нравится, что сейчас появилось понятие диалога. Мы находимся в состоянии, когда власть доступна. Люди, которые представляют власть, в большей степени открыты, они на виду; я не представляю себе ситуацию, в которой человек, желающий донести что-то, не имел бы  возможности этого сделать.
 

 

А к общественникам, которые предлагают разные проекты для города, прислушиваются?

 

Практически ничего не остается без внимания. С людьми общаются, взаимодействуют. Другой вопрос ― до какого момента это конструктивно? Мы разгребаем огромное количество вопросов и проблем, которые были заложены много лет тому назад ― это и медицина, и культура, и архитектура, и городское хозяйство. Очень больной вопрос для города ― это вопрос строительства. Мало кто задумывается, что то, что возмущает горожан, зачастую, возникло не сегодня, и не год и даже не пять лет назад. Эти проблемы рождены достаточно давно. Это нельзя сбрасывать со счетов. Я всегда это сравниваю с болезнью: мы можем лечить симптомы, а можем докопаться до источника. Есть масса вещей, которые нужно делать, но что-то можно делать быстро, а что-то только поэтапно.

 

Например, я являюсь членом историко-топонимической комиссии. Сейчас ведется очень много разговоров о том, чтобы ввести мораторий на переименование улиц центра города. Казалось бы, что проще? Но постоянно поступают предложения о переименованиях, и никто не хочет, чтобы его предложение было реализовано где-то в новом районе. Это рождает много споров не в самой комиссии, а вокруг ее работы. Данный пример ― всего лишь штрих, но из таких штрихов создается картина города.

 

Поэтому нужно понимать, что за каждым сказанным словом, есть понятие ответственности. Уверяю вас, если предложить целому ряду общественников возглавить направление, они откажутся. Потому что ты сразу понимаешь, что придется отвечать за сделанное или за несделанное. Кроме того, ты становишься заложником зачастую не зависящих от тебя решений, не тобой, не здесь и не сегодня принятых. А еще есть то, что называется системными изменениями, а это, чаще всего, непопулярные решения. Те, кто готовы в это впрягаться ― это героические люди. Их мало, но я надеюсь, что нынешнее время будет рождать их все больше и больше.

Похожие Теги: туризм городское пространство
Поделиться:

Другие материалы