Document
На старте больших перемен: интервью с директором краудфандинговой платформы Борисом Трояном

21 апреля в кинотеатре «Золотой Дюк» состоялась долгожданная премьера фильма Георгия Делиева «Одесский подкидыш». Деньги на киноленту собирали всей страной и даже за ее пределами через краудфандинговую платформу «На старте». В итоге результат сборов побил все рекорды Украины, а общая сумма достигла чуть меньше четырех миллионов гривен. Мы встретились с руководителем платформы Борисом Трояном и узнали, каких проектов не хватает в городе и готовы ли одесситы скидываться на их реализацию.


Расскажите, как возникла идея создать подобный проект, как формировалась команда и где искали деньги на его реализацию?

 

Наша платформа работает с 2014 года, но начали мы ее разрабатывать на год раньше. Ее релиз совпал с событиями на Майдане, поэтому первые полтора года нам дались сложно ― всем было не до проектов. В этот период поднимается курс доллара и становится еще сложнее ― формировать штат сотрудников, технически улучшать платформу и делать маркетинг. С конца 2015 года у нас поменялась команда, и меняется по сей день, так как мы растем и развиваемся. Идея площадки родилась у нашего собственника Игоря Васильковского, он с детства хотел реализовать проект такого масштаба. Затем увидел заграничные проекты Kickstarter, Indiegogo и понял в каком направлении стоит работать. Такого в Украине очень не хватало, и он решился на создание краудфандинговой платформы у нас в стране, со штаб-квартирой в Одессе. Многие годы главным куратором наших проектов выступает одесская Промышленно-строительная группа "Камбио-Инвест", представители поистине социально-активного бизнеса, столько помощи в проектах, сколько дали они - мы не получали ни от кого.

 

 Сколько инициатив вам удалось реализовать и сколько на это ушло денег в целом?

 

 С первого дня запуска платформы нам пришло 4 300 заявок ― это люди, которые подавали свои идеи на модерацию. Среднее число пользователей на платформе в месяц ― около 30 0000 человек, которые регулярно создают, поддерживают или просто просматривают проекты. Из них на постоянной основе спонсорами являются порядка 500 человек. За нашей платформой числится рекорд по максимальному сбору средств в Украине ― 3,7 млн гривен. В общей сложности за время существования платформы «На старте» нам удалось собрать порядка 5 млн гривен. Средний чек спонсора в Одессе 350 гривен. Эта та сумма, на которую сегодня украинцы чаще всего осуществляют поддержку проекта, который понравился.

 

 

Какой был максимальный единоразовый взнос от одного спонсора?

 

 Около пятидесяти тысяч гривен. Такую сумму дали на фильм Георгия Делиева «Одесский подкидыш». Идею поддержало много не только одесситов, но и представителей украинской диаспоры в разных странах ― например, Израиле, Америке или Канаде. Они могут позволить себе больше, чем жители нашей страны.

 

Ваша платформа занимается реализацией проектов не только в Одессе, но и по всей Украине. Есть ли разница в поддержке идей в Одессе и других городах? Одесситы охотно помогают местным инициативам?

 

Самые большие показатели по финансированию у Львова. В этом плане, он сегодня культурная и передовая столица. Люди там более осознанные социально, имеют выраженную гражданскую позицию. И средний чек там выше ― около 450 гривен. Одесса уступает не только Львову, но и Киеву в финансировании проектов и в плане того, насколько охотно люди хотят участвовать в инициативах.

 

 В каких сферах больше всего успешных проектов?

 

 Это больше зависит от автора. Если у него правильное представление о целевой аудитории и имеется хороший план продвижения, платформа ему во всем поможет и, по сути, любая идея может стать успешной. Сегодня люди охотнее воспринимают социальные и культурные инициативы, издание книг и прочее. Сейчас мы хотим немного изменить вектор и продвигать в том числе и коммерческие проекты, благодаря которым наша прогрессивная молодежь может реализовать себя. По сути, мы можем помочь открыть дорогу в бизнес, собрав необходимую сумму денег для старта. Спонсоры не занимаются у нас благотворительностью, поэтому автор должен поделиться частичкой задуманного ― это может быть экземпляр книги или прочее. Если проект связан с кино, то это может быть упоминание в титрах или участие в массовке. Вообще, охотнее всего люди поддерживают идеи, в которых есть реальная награда для спонсоров.

 

 

Насколько я знаю, успешных проектов, которые сумели собрать всю сумму на реализацию, только 15%. С чем связана такая низкая цифра?

 

 Причин много, но прежде всего это связано с теми условиями, в которых живут наши граждане ― потому что есть большая корреляция между уровнем жизни населения и средним чеком в краудфандинге. Если сравнивать с другими странами, то, например, в Японии средний чек 90 долларов, в Америке ― 60, в Европе ― 50 евро, у нас же ― около 20 долларов. Даже в Беларуси 23-25 долларов составляет средний чек. Поэтому уровень жизни влияет в первую очередь. Важно и то, насколько проект может решить проблему или улучшить существующий продукт. В таком случае люди охотнее помогают, так как понимают необходимость данной инициативы. Чем больше интересов охватывает идея  ― тем лучше это сказывается на сборах. Играет не последнюю роль и соотношение выгоды и вложений. Если спонсор вкладывает триста гривен и получает фидбек в виде одежды, книги и прочего, то для него это понятно и выгода соизмерима. А если продукция по завышенной цене и не соответствует ей, спонсор не захочет поддерживать такой проект. И последний фактор ― если автор занимается продвижением своих идей, общается со СМИ, делает пресс-релизы, рассылает информацию на различные порталы для того, чтобы максимальная аудитория узнала о нем, тогда проект будет успешным.

 

 

Расскажите немного о правилах приема заявок ― с какими проектами вы работаете, а с какими категорически нет?

 

  На данный момент мы запускаем все виды проектов ― от коммерческих до гражданских инициатив. Ограничений нет, кроме тех, которые запрещены законодательством. Первое, на что мы обращаем внимание ― оригинальность идеи. Нам важно, чтоб она была авторская. Даже если человек подсмотрел инициативу заграницей, и она не имеет авторского права, мы можем начать работать. Но если к нам придёт человек, который хочет покупать очки на AliExpress и через нашу платформу планирует собрать денег, чтобы продвигать этот товар в Украине ― такие проекты нам неинтересны. Любой участник должен понимать рациональность сбора на краудфандинге. Есть идеи, которые просто не соберут денег ― например, промышленные, инфраструктурные инициативы, и особенно те, которые занимаются популизмом, вроде: «мы хотим мира во всем мире» или «улицу Дерибасовскую полностью озеленить».

 

 

 Если инициатива полностью соберет нужный финансовый ресурс, дальше у вашей платформы есть требования или контроль по отношению к автору и его проекту?

 

 Когда автор подписывает с нами договор, первое что мы гарантируем спонсорам ― награды от автора. Если он с ними рассчитался, все оставшиеся деньги он берет на реализацию своего проекта. Дальше может произойти все что угодно ― у кого-то не хватает опыта довести идею до логического конца, у кого-то случаются форс-мажоры, курс доллара может скакнуть или команда распасться. Мы надеемся, что авторы реализуют свои задумки, но законодательным путем повлиять или обязать не можем.

 

Какие успешные проекты вам удалось реализовать в Одессе?

 

 Самый известный наш проект ― фильм Георгия Делиева «Одесский подкидыш». Фильм получился классный, позитивный и очень одесский. Издается журнал  «PROactive» для активной молодежи. Компания «Empire Loft» занимается бетонными изделиями от ламп до вазончиков ― сегодня они вышли уже на серийное производство. Во Львове нам удалось собрать около 240 тысяч гривен на реставрацию балконной группы в Подгорецком замке. Еще во Львове нам удалось выпустить книгу Александры Каминской «Error», которая написана в стиле фэнтези ― это хороший аналог зарубежной литературы. В Киеве собирали деньги на интересную игру "НАНО корпорация" ― экономический аналог монополии, только с украинскими реалиями. В целом, проектов много, чем больше мы развиваемся ― тем больше вовлеченность и интерес со стороны публики.

 

 

 Как вы думаете, каких проектов не хватает в Одессе? Может какой-то сфере одесситы не уделяют должного внимания?

 

 Было бы хорошо организовать в Одессе урбанистические проекты. На примере того же Львова: у них получилась классная гражданская инициатива велошеринг ― поминутная аренда велосипедов. Они организовали стоянки по всему городу, где любой желающий может взять велосипед, доехать до нужной локации и оставить его на стоянке. Оплата производится при помощи мобильного телефона. Это тот проект, который способствует повышению здоровья, не загрязняет окружающую среду и популяризирует эко-транспорт. Для нашего курортного города такой опыт был бы очень полезен. Не хватает и проектов, которые занялись бы городскими пляжами. Они сегодня не в лучшем состоянии, а так ― можно было бы запустить интересный краудсорсинг, который объединит людей в очистке и облагораживании пляжей, воды и прочего. И последнее ― не хватает развития стартапов. Сегодня об одесситах как о стартаперах мало кто говорит, а хорошие проекты есть.

Похожие Теги: инвестиции украинское кино краудфантинг
Поделиться:

Похожие материалы