Document
«Мы не должны забывать то место, из которого вышли»: о школе Столярского в Одессе

Школа Столярского – это, пожалуй, одна из самых известных школ в Одессе. В ней интересно всё – и её расположение, и её история, и её выпускники, и, конечно же, её основатель. Многие ещё помнят, как Пётр Соломонович говорил недоверчивым родителям о том, что «Ваш мальчик обыкновенный гениальный ребёнок» и делал из него выдающегося скрипача. Рассказываем о необыкновенной школе Столярского.


Эта школа находится в массивном и притягательном здании фактически на Екатерининской площади, что уже является неким бонусом. Построена она была в 1938 году по проекту одесского архитектора Фёдора Троупянского. И, конечно, перед зодчим стояла очень сложная задача – продумать новое здание, характерное для нового времени и всё же вписывающееся в общий облик площади, незадолго до этого названной одной из самых красивых площадей Европы. Троупянский в результате предпочёл стиль неоклассицизма. Вот только недолго проработала эта школа, как мечталось и архитектору, и автору самой задумки Петру Столярскому. Началась война, затем оккупация Одессы, а потом выдающийся музыкант и педагог узнал о том, что его школа разрушена. Её восстановления он уже не увидел, скончавшись в 1944 году в Свердловске, куда был эвакуирован во время войны. Но всё это время в Одессе обязательно кто-то, проходя мимо этого здания, вспомнит, что Столярский называл её, и совершенно заслуженно, «школа имени мине».

О Петре Соломоновиче вообще ходили легенды – о его необыкновенном внимании к каждому из учеников, о его беспрецедентной любви к скрипке и музыке в целом, и, конечно, о его манере выражаться. Странно представить, что гениальный педагог был сыном скромного деревенского музыканта и не получил хорошего общего образования. Но это нисколько не повлияло на уровень его преподавания – он был, что называется, учитель от Бога. Среди его учеников Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн, Натан Мильштейн, Оскар Фельцман и многие другие. Так что вполне можно понять, почему свою школу Пётр Соломонович называл фабрикой талантов, а когда ездил со своими учениками по стране говорил, что «везёт вагон талантов».

А начиналось всё ещё в 1911 году, когда Пётр Столярский открыл музыкальные классы, в которых он учил талантливых детей игре на скрипке. Но спустя несколько лет, его желания разрослись до создания настоящей музыкальной школы. По легенде, на одном из очередных награждений за выдающуюся педагогическую деятельность, Пётр Соломонович просто и искренне заявил об этом. Что послужило толчком, уже сложно сказать, но, тем не менее, в 1933 году музыкальная школа была открыта в Лютеранском переулке. Это было то время, когда приветствовалось наличие чьей-то фамилии в официальном названии учреждения. Но если Оперный театр в Одессе одно время носил имя Луначарского, то первая в мире музыкальная школа-интернат стала имени профессора Столярского. Потом уже специально для неё было выстроено новое здание на Сабанеевом мосту, 1. Тогда школу ещё называли дворцом юных музыкантов, а потом началось другое время.

Но хочется вернуться к истинам, которые проговаривал Пётр Столярский в обычной жизни, даже не задумываясь о том, что когда их разберут на цитаты. Его ученики вспоминали о том, какими простыми и понятными ассоциациями он пользовался, чтобы донести свою мысль. К примеру вот: «...Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу ее израсходовать, а распределить на длительное время».

 

И ещё одну фразу, ставшую почти народной, присваивают Петру Соломоновичу. После очередного награждения он заявил: «Нас наградили за нашу работу, но мы не должны забывать то место, из которого вышли». Но никакие курьёзные ситуации не умаляли любовь учеников к своему преподавателю и восхищение им другими музыкантами. И когда во времена до пандемии в Одессе проходил фестиваль «Золотые скрипки», все его участники – бывшие выпускники школы Столярского, ставшие выдающимися скрипачами – с трепетом возвращались в свою альма-матер и давали мастер-класс юным музыкантам. И, конечно, несколько масштабных концертов на разных площадках города – в Оперном театре, филармонии, литературном музее и горсаду. И это был настоящий праздник для ценителей музыки. И в очередной раз напоминание о том, что несмотря на успех и славу, «… мы не должны забывать то место, из которого вышли».