Document
Место памяти. Второе христианское кладбище и попытка его сохранить

 

Общественная организация «Мой дом Одесса» инициировала создание историко-культурного заповедника на территории Второго христианского кладбища. Несмотря на печальное состояние, оно остается частью уникальной истории города, хранителем семейных склепов и захоронений известных личностей. Большинство могил заросли бурьяном, часовни разгромлены, а между оград то и дело бродят бездомные. В связи с этим активисты начали подготовку необходимых документов для внесения объекта в реестр культурного наследия города.


 

Второе христианское кладбище на Люстдорфской дороге – квинтэссенция местной истории. Здесь захоронены многие достойные жители города – ученые, поэты, писатели, артисты, политические и исторические деятели. Особую ценность представляют и сохранившиеся до наших дней уникальные памятники, надгробные скульптуры, часовни и склепы. Все это в целом составляет огромный интерес для краеведов, архитекторов, скульпторов и историков, а значит, требует инвентаризации, исследования и внесения в реестр объектов культурного наследия Одессы.

 

Официально Второе христианское кладбище открыли в 1885 году по указу градоначальника Григория Маразли. Первое, на месте нынешнего Преображенского парка, было переполнено и не вмещало большого количества жертв холеры и военных событий. Изначально захоронения формировались хаотично, однако после были систематизированы: каждая из религиозных или национальных общин получила участок – православная, католическая, англо-саксонская, еврейская, армянская и другие. Появились аллеи – сперва центральная, на которой началось строительство храма святителя Дмитрия Ростовского, а после и боковые – северная, западная и южная. Интересно, что данная церковь – единственная в городе, которая никогда не закрывалась, даже в советское время. Ее опекой занимался лично академик Владимир Филатов, чья могила находится недалеко от храма.  

 

Общая площадь кладбища составляет около 50 га. Территория большая и это может вызывать сложности не только с ее благоустройством, но и с исследовательской деятельностью. По информации краеведов, на ней захоронено более полумиллиона человек, но официального подтверждения этому нет.

 

Участники проекта «Мой дом Одесса» в первую очередь исследуют старинные могилы и захоронения, требующие немедленного восстановления. Одно из самых старых надгробий, которое удалось найти, датировано 1874 годом, то есть за одиннадцать лет до официального открытия кладбища. Большинство подобных объектов находятся в печальном состоянии – или разрушены, или завалены мусором. Пример тому – участок с могилами Варвары и Ольги Кандыбы, который не так давно обнаружили активисты. Периметр был превращен в мусорную свалку, хотя это весьма знаковые личности для города. Варвара Кандыба, урожденная баронесса Фредерикс – бессменный руководитель Одесского института благородных девиц, которая долгие годы прослужила в ведомстве учреждений императрицы и была ее фрейлиной. Могила баронессы и ее дочери расположены на центральной аллее и, возможно, представляют собой лакомый кусок для будущих захоронений.

 

 

 

Практически каждый день на территории кладбища появляются новые могилы, которые обустраивают поверх существующих.  Со старых участков, особенно дореволюционных, нередко пропадают дорогие мраморные скульптуры и декоративные элементы, которые после можно увидеть на новых местах захоронения. Даты и имена стираются, но художественная стилистика конца XIX – начала XX века не может остаться незамеченной, особенно если это шедевры Бориса Эдуардса или Луиджи Иорини. Негласно продаются не только объекты монументального искусства, но и само место на кладбище, хотя по закону новые захоронения на переполненных погостах запрещены (исключением является наличие умерших родственников на нем). Цена участка варьируется от 10 до 15 тысяч долларов.

 

В плохом состоянии находятся и усыпальницы, которых осталось чуть больше одного десятка. Над некоторыми из них трудились великие мастера, например, Юрий Дмитренко, Антонио Тузини или Георгий Лист. По этим работам можно определить не только состоятельность семейства, его влияние на благоустройство города, но и отследить, как развивалось искусство в Одессе конца XIX – начала XX столетия. Сегодня эти памятники архитектуры не защищены как объекты культурного наследия и используются не по назначению – в лучшем случае в них хранится инвентарь администрации кладбища, в худшем – проживают бездомные. В связи с последними на территории погоста часто возникают пожары.

Как показывает практика, в хорошем состоянии находятся лишь те объекты, за которыми ухаживают родственники, друзья или община. Единственный склеп, не используемый под хозяйственные нужды – усыпальница щедрого мецената Дорофея Тульчианова, за ней следит христианская община. Литературный музей поддерживает состояние могил художников и поэтов, ежегодно устраивая субботники у плит Евгения Буковецкого, Кириака Костанди, Тита Дворникова, Павла Волокидина, Александра Дерибаса, Анны Цакни и других. За наследием армянской диаспоры присматривает глава Одесского фонда культурного наследия Армен Петоян – он восстанавливает заброшенные могилы общины и ведет поиски новых. За редким исключением, имеются и ухоженные семейные захоронения, родственники которых даже в третьем поколении продолжают следить за могилами предков. В остальном – кладбище медленно приходит в упадок: покосившиеся кресты, горы мусора и постоянный приток бездомных.

В настоящее время работы по созданию некрополя-заповедника находятся в начальной стадии.

 

- Нас интересует не только скульптура или архитектура, но и сама история, – отмечает куратор проекта Александр Иванец. – Могила может иметь безобразный вид, но если она принадлежит к ХІХ - началу ХХ веков или выдающейся личности, которая сделала весомый вклад в развитие нашего города, мы обязаны ее сохранить.

 

Активистам проекта удалось исследовать полностью лишь один участок захоронений, еще три – близятся к завершению, однако всего их на территории кладбища – свыше ста.

 

 

- Мы посчитали, что такими темпами уйдет около десяти лет на исследовательские работы, – рассказывает Александр. – Но у нас нет этих десяти лет. В 2008 году одесские краеведы Инна Арутюнова, Виктор Головань, Наталья Панасенко, Перлов, Роман Шувалов исследовали кладбище и создали "Список памятников истории и искусства (могил), на 2-ом городском кладбище, включенных в реестр памятников решениями Одесского облисполкома", в котором обозначился перечень захоронений, надлежащих регистрации. Прошло десять лет и части из них мы уже не застали.

 

Учитывая художественную ценность сохранившихся памятников, наличие уникальных образцов надгробных скульптур XIX – первой половины XX века и историческую роль похороненных людей, участники организации «Мой дом Одесса» подготовили документы для создания историко-культурного заповедника и внесение его объектов в реестр культурного наследия города. Его создание позволит превратить Второе христианское кладбище в новую одесскую достопримечательность в формате Лычаковского во Львове или Байкового некрополя в Киеве. Эти территории давно уже служат парковыми зонами с экскурсионными маршрутами, аудиогидами, путеводителями и возможностью заниматься научно-исследовательской деятельностью. Такое благоустройство сможет привлечь инвестиции из разных стран, общины которых вкладывают огромные деньги в сохранение наследия предков. Поэтому важно не только исследовать территорию, но и привносить в нее новые смыслы.

Похожие Теги: городское пространство
Поделиться:

Похожие материалы