Мастерские барона Унгерна-Штернберга: памятник опять продается?

В Одессе продолжают разрушаться остатки уникального памятника промышленной архитектуры конца XIX века —  вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Штернберга. Несколько лет назад новый владелец пообещал переформатировать территорию под офисный центр с сохранением всех удивительных особенностей строения. Изменений не последовало, и вот здание вновь выставили на продажу.


Буквально в полусотне метров от скандально известной новой европейской мэрии разрушаются уникальные постройки еще царских времен — мастерские барона Унгерна-Штернберга. Эти строения — великолепный образец промышленной архитектуры конца XIX века, который, простояв более 150 лет, сегодня доживает последние дни.

Основателем вагоноремонтных мастерских является барон Карл Унгерн-Штернберг, который происходил от старинного немецко-балтийского графского рода. Именно он запустил строительство первых железнодорожных веток из города, соорудил «горбатый» мост на Молдаванке и многое другое. Архитектором вагоноремонтных сооружений выступил Аркадий Тодоров, который известен и другими своими работами — корпусом Нового рынка, Алексеевской церковью, скотобойней на Пересыпи. Все его здания на десятки лет предвосхитили путь развития промышленной архитектуры в Одессе.

 

В 30-е годы ХХ столетия Главные железнодорожные мастерские были реорганизованы в завод имени Январского восстания и названы в честь пятой годовщины победы советской власти в Одессе. Именно тут был сконструирован первый паровой шеститонный кран «Январец-1», а в годы Великой Отечественной Войны выпускали легендарный танк НИ или «На Испуг».

В советский период завод был одним из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения и поставлял краны в 47 стран мира. После распада СССР его приватизировали и переименовали в компанию «Краян». Недолгое время работа по производству кранов продолжалась, но к концу 1990-х годов начался период упадка — завод стал жертвой рейдерских атак. Новые собственники никак не могли поделить здание, пока окончательно не довели предприятие до банкротства.

Интересный факт связан с памятником Ленину, который располагался на территории завода. Типичную советскую скульптуру выкупил американский ресторатор Харви Гоф, который украсил им вход собственного ресторана Goff’s Hamburgers в Далласе, дополнив Ленина надписью «America’s Won».

Сегодня территория завода расчленена на части и находится в собственности разных лиц. Некоторые корпуса были реорганизованы в продуктовые склады компании «Таврия-В», высокое многоэтажное здание переформатировалось в новую европейскую мэрию, а производственные помещения стали складскими. К сожалению, большинство уникальных металлических архитектурных конструкций ушли на металлолом — пропали даже аутентичные кованные лестницы и массивные подпоры.

 

За последние десять лет цеха и производственные здания горели, а стены и крыши находятся в плачевном состоянии или вовсе отсутствуют.

Мастерские барона Унгерна-Штернберга: памятник опять продается? - изображение №1
Мастерские барона Унгерна-Штернберга: памятник опять продается? - изображение №2

В 2015 году компания-владелец завода «Истриан» обещала реконструировать здание под винтажный бизнес-центр, сохранив его архитектурную уникальность. Дальше обещаний дело так и не дошло, и вот 2 июля этого года здание вновь было выставлено на продажу.

Мастерские барона Унгерна-Штернберга: памятник опять продается? - изображение №3
Мастерские барона Унгерна-Штернберга: памятник опять продается? - изображение №4

Несмотря на печальное прошлое завода, радужные перспективы у него все же остаются. С каждым годом район Ближних Мельниц благоустраивается и преобразовывается. Интерес к его развитию связан и с коррупционным скандалом вокруг покупки административного здания для новой мэрии на территории завода. Чиновники всеми силами пытаются доказать, что вложение почти двухсот миллионов гривен не было напрасным, и район в скором времени станет инвестиционно-привлекательным. Основная проблема упадка памятника архитектуры заключается в том, что его территория зажата между железнодорожных путей и не очень привлекательна для застройщиков — жилых домов-свечек тут не выстроишь, а удобная транспортная развязка обойдется в круглую сумму. Поэтому самыми удачными проектами тут могли бы стать офисный центр, технопарк или бизнес-инкубатор, которые сумеют привнести жизни в достаточно депрессивный район Краяна. Дорожной картой по оживлению городских промышленных зон может стать европейский опыт по ревитализации старых предприятий. Для развитых стран это уже привычное явление – возврат к жизни пришедших в упадок индустриальных зданий в черте города, которые в условиях современных интересов наполняются новыми смыслами.