Document
Людям приходится надевать маску беззаботности и радушия: интервью с Игорем Гусевым

Продолжаем рассказывать о нетуристической Одессе глазами ее нетуристов. Художник Игорь Гусев вспоминает свои любимые андеграундные кафе и регулярно исчезающую Пересыпь.


Где в Одессе находятся ваши места силы?


Раньше это была 16 станция Фонтана. Сейчас она застроена высотками, и когда ты попадаешь на берег моря, все равно что оказываешься на Таирово. Поэтому места силы нужно заново искать.

 

 

А какие места вы считаете самыми живописными?
 

Мне очень нравится порт. Многие его ругают за большие железные цилиндры, которые недавно поставили. Люди говорят, что это отвратительно, но мне почему-то нравится. Я считаю, что если в порту нужно такое сооружение, то почему бы и нет? Порт постоянно в движении. Одно дело, когда ты смотришь на город, на людей, и так все одинаково, а порт живет своей жизнью и гипнотизирует этим.

Живая вода

Холст, масло

 

Куда бы вы отвели своего друга, который никогда не был в Одессе?


Я думаю, что Пересыпь надо показать. В свое время я там родился, и где-то до 13 лет там жил. Этот район интересен тем, что это такая Венеция. Молдаванку или центр может затопить, а Пересыпь затапливает всегда. У нее своя история: это одновременно и город, и море, и остров, и вообще непонятно что.  Поэтому это место имеет странную энергетику — чуть что и оно исчезает.


Ну и, естественно показал бы Староконку, если встреча была бы на выходных. Когда-то я делал движение Арт-рейдеры. Мы покупали барахло и сооружали из него объекты. Движение просуществовало 3 года, мы осуществили 19 акций. И Староконка интересна тем, что она имеет свойство расширяться. Сейчас она настолько сильно расползлась, что уже почти под моим домом.

 

В одном из интервью вы говорили, что в туристических городах люди всегда счастливые и беззаботные, но в Одессе уже не так. Что изменилось?

 

Сейчас я немного поменял точку зрения на этот вопрос. Одесса, кроме того, что она туристический город, в свое время была промышленным центром. И так как промышленности нет и, судя по всему, уже не будет, то вся энергия людей уходит на туризм. А туризм — это зарабатывание денег за сезон. И когда люди пытаются за короткий срок выжать из приезжих максимум денег, мне кажется, это несколько портит карму. Но для того, чтобы окончательно не превратиться в таких вампиров, людям приходится надевать маску беззаботности и радушия.

 

 

А чего не хватает в Одессе?

Мне не хватает такого кафе, куда бы можно было прийти и встретить всех. Когда-то таким кафе в Одессе было «Зося». Туда приходили все, и художники, и музыканты, и панки, и писатели. После этого было кафе «Таверна», но оно было еще более маргинальным. Там уже собирались в основном маргиналы.

 

А сейчас есть какие-то андеграундные пространства?

Есть, но я с ними не пересекаюсь. Потому что люди либо слишком открытые в соц.сетях, либо настолько андеграундные, что совсем не показываются на поверхности. Но есть кафе «У Джамбула». Оно называется «Друзья», но его держит человек по имени Джамбул, поэтому так и прижилось. Но это кафе сезонное. Оно не дотягивает по тому насыщению, которое было в «Зосе».

 

 

А что в Одессе лишнее?


Большое количество автомобилей. Я бы хотел, чтобы их было в три раза меньше. Это нереально. Если бы хотя бы сделали въезд в город по четным или нечетным дням, то сразу Одесса бы приукрасилась. Потому что прогуливаясь по центру, ты ничего не увидишь, кроме автомобилей. Это неправильно. Должно быть как-то попросторнее.

 

Вам, как художнику, нравится то, что делается для повышения туристического интереса, например муралы?



К муралам я отношусь негативно. Это уже классическая история, когда женщина, которая этими муралами занималась, советовалась с дочкой. На что ей один известный  в Одессе художник ответил: «Я ничего не имею против мнения вашей дочки, но пускай оно остается на детской площадке, а не в городе». Мне кажется, что для привлечения внимания вовсе необязательно работать в таком ключе. Скорее лучше не заниматься таким усиленным привлечением внимания. Потому что то количество вывесок, которое есть в Одессе — оно просто чудовищно. Я понимаю, что Одесса эклектична. Но это еще усиливают бордами в центре города и яркими вывесками. Лучше быть поспокойнее, тогда все станет гармонично и подтянутся люди.

 

 

А как человеку с художественным вкусом вообще живется в Одессе?

 

У меня с этим все очень просто. Когда Одесса начала превращаться в архитектурного упыря, я очень сильно страдал. И эти невыносимые муки продолжались года три. А потом я понял, что как-то надо же жить. И я решил, что нужно абстрагироваться. Теперь я этого всего не вижу. Если мне предстоит пройти мимо какого-то ужасного здания, я просто смотрю в пол. Правда там асфальта нет.

 

Мы перечисляем сейчас только недостатки. А чем новая Одесса все-таки лучше?



Можно легко вызвать такси. Раньше приходилось голосовать на улице. А в остальном — нужно еще подумать… Какие-то галереи есть: Худпромо, NT-art, Чайка, Музей современного искусства. Это хоть как-то стабилизирует ситуацию.



Но я не теряю надежды, что к власти придут люди, которые если не сами будут обладать хорошим  вкусом, будут хотя бы слушать авторитетное мнение экспертов. И тогда они все это посносят. Это будет печально и грустно, но я знаю, что в Стамбуле снесли 10 высоток для того, чтобы они не загораживали вид на Айя-Софию. И я хотел бы, чтобы также произошло и в Одессе. Это утопия, но она меня успокаивает.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Город плохого вкуса: интервью с Борисом Херсонским

Похожие Теги: заблудитель по Одессе
Поделиться:

Другие материалы

14186
Это просто какой-то мистический ужас: интервью с Евгением Михайловичем Голубовским

Об альтернативных экскурсионных маршрутах и местах силы в Одессе мы поговорили с Евгением Михайловичем Голубовским, культурологом, писателем, вице-президентом Всемирного Клуба Одесситов.

19 июня 2018