
Лицо города. Оно складывается из множества оттенков и смыслов, из тысячи мельчайших нюансов. Тут и local food, и состояние штукатурки на фасадах зданий, и погода, и городская мифология, и беседа, которую ведут двое местных. А еще лицо города – это уличные артисты. И сегодня мне посчастливилось беседовать с одним из них. Илья делает Одессу чуть-чуть позитивнее. В костюме зебры он гуляет по главным туристическим улицам города, делая фотографии прохожих оригинальнее, а настроение ярче.



Фото с экзотической зверюшкой на фоне Дюка, на Потемкинской лестнице или на Дерибасовской улицы есть, наверное, уже у многих и местных, и туристов. А все начиналось почти, как в сказке:

Все началось, с того, что в один момент у меня внезапно закончилась работа. И деньги закончились тоже. Я помню момент, я просто стоял и смотрел в небо и думал, а что собственно дальше.
Вероятно, в тот день мирозданье было в особо общительном настроении; на вопрос, заданный в никуда, быстро нашелся ответ. Знакомые Ильи предложили ему подработку аниматором. Причин не попробовать Илья с другом на тот момент не увидели. Проба оказалось удачной. Сейчас Илья называет себя уличным артистом и всерьёз занимается этим ремеслом. С момента первого опыта прошло немало времени и сегодня Илья хвастается, что его персонаж побывал во многих городах бывшего СНГ. И отмечает, что все города, в которых он побывал, совершенно разные – это касается и менталитета, и отношений между собой, и атмосферы.
Спустя два с половиной года после пробы пера пришла спонтанная идея «гастролей» в Одессе, так что этот сезон он посвятил нашему городу. И хотя Илья отмечает, что теплее всего его принимали в Харькове, где он работал в период новогодних праздников и воспринимался горожанами как логическое продолжение Нового года, но одесситов Илья относит к категории людей, с которыми легко и приятно работать. Мой собеседник утверждает, что в этом городе необыкновенно лояльные горожане. Да и сама Одесса ему очень нравится:
В плане работы Одесса – одно из самых крутых мест, где я был. Сезон я отработал, благодаря местным, потому что мне было о чем с ними поговорить, было о чем с ними пошутить, было о чем с ними посмеяться и было о чем с ними заплатить.

А вот работать с одесскими туристами оказалось немного сложнее, вероятно сказался многовековой имидж Одессы, как города, в котором с легкостью обводят вокруг пальца. Приезжие с персонажем Ильи стараются держаться настороже. Может быть поэтому, несмотря на южную открытость и веселый темперамент местных жителей, осесть в нашем городе навсегда Илья пока не планирует. Зебры – народ кочевой, а городов в этом мире много.

И да, нужно, наверное, сказать, что Илья не одессит. Своим родным городом он называет город Ясиноватая в Донецкой области.

С началом войны меня отправили в военный лицей в Кривом Роге, где я благополучно отучился полтора года. Выпустился с хорошей характеристикой. После снова вернулся в Донецк уже на оккупированную территорию. Там же пошел в университет – я это сделал по собственному максимально взвешенному решению, которое оказалось ложным. В 18 лет сравнил уровень того, что я хочу изучить, что я хочу получить от университета и что мне дает он в итоге. И понял, что к 22 годам я буду магистром с непризнанным абсолютно нигде дипломом на руках, без всякого опыта работы и понимания, что такое программисткий продакшн.
Илья учился на физико-техническом факультете в Донецком национальном университете и должен был стать дипломированным программистом. Но в результате отказался от этой идеи. С тех пор наш герой сменил немало профессий. Он работал в офисе и на стройках, продавцом, аниматором и ведущим корпоративов. На каждом рабочем месте Илья нарабатывает новые умения и навыки. Фактически он добровольно променял диплом на реальный опыт. Новые умения и навыки подарила Илье и нынешняя работа. Он научился смешить и смеяться. Здесь смех, как палка-копалка – главное орудие труда.
А ещё научился уходить от конфликтов. К попыткам нагрубить аниматору Илья относится философски, как к законной попытке обывателя защитить свой кошелек.
Это естественно. И с подобными ситуациями тоже нужно уметь работать. Нужно находиться вне ситуации, не позволять втянуть себя в конфликт, не злиться. Можно ответить оскорблением на оскорбление, но это испортит рабочее настроение и снизит эффективность работы. А ещё важно уметь моментально считывать человека. Мне сейчас хватает поверхностного взгляда, чтобы понять, что человек из себя представляет, какие у него повадки, как он несет себя и как с ним работать.
За годы работы Илья научился видеть людей. И, как ни странно, больше он любит работать со взрослыми – они практически всегда реагируют на остроты, которыми сыплет игривая зебра, а порой и подыгрывают. И вот тогда на улицах города разворачивается настоящий спектакль.

И про работу: ошибочно думать, что она заключается в том, чтобы принять интересную забавную позу, тем самым украсив фотографию клиента. Илья считает, что он торгует хорошим настроением.
«Ты даешь людям эмоцию. Почему у меня почти не бывает скандалов? Потому что нужно работать красиво. Это не про выкачку денег. Это больше игра все-таки. Сначала ты даешь эмоцию, создаешь настроение. Потом можно взять денег. Хотя не спорю – всё начиналось исключительно как способ подзаработать. Но в любом случае нужно работать честно».
Несмотря на довольно четкие и вполне профессиональные принципы, Илья часто сталкивается с непониманием окружающих. Он жалуется, что часто ему приходится продираться сквозь целый ворох стереотипов. Человек подсознательно ожидает подвоха. Всё дело в том, что на первый взгляд случайного прохожего работа Ильи вовсе не похожа на работу:

Хотелось бы более официально выходить сюда. Более чёткую форму, более легальную. Адекватное восприятие у людей, чтобы это принималось как традиция, культура, часть туристической инфрастуктуры. Люди считают, что это легко. Ты просто гуляешь. Но сome on, заставь человека смеяться над каждой твоей фразой и смеяться искренне, причём всё почти полностью построено на импровизации. Потом ещё услышь в свою сторону весь негатив. Что такое усталость и эмоциональное выгорание? У нас это привычное рабочее состояние. На самом деле, я уже очень давно устал, но…
Илья хоть и любит свою профессию, но не собирается посвящать ей всю дальнейшую жизнь. Признается, что это не настолько легкий хлеб, каким он кажется на первый взгляд. Его работа тяжела физически: приходится и зимой, и летом носить на себе не слишком комфортный костюм. Она нелегка морально, ведь если регламентированный спектакль длится час-два, то работа уличного артиста предполагает, что он находится на подмостках в течение всего светлого времени суток, а это выматывает. Впрочем, никаких далеко идущих планов мой собеседник пока не строит:
Какие планы дальше? В моем случае непонятно, какие планы у мира сейчас. Когда-нибудь постараюсь найти сферу, где можно будет применить полученный здесь опыт. Оскар дадут, скажу спасибо(смеётся)

На сегодняшний день слишком много внешних факторов влияют на финальную зарплату Ильи. Я спрашиваю своего собеседника о том, не тоскует ли он по офисной стабильности: получки два раза в месяц и возможность не думать про завтрашний день. Мой вопрос вызывает взрыв искреннего смеха, ведь, по мнению Ильи, стабильность – это не та вещь, которую можно найти в этом мире в данный отрезок времени, вне зависимости от того работаешь ты в офисе от звонка до звонка или исполняешь веселые песенки на перекрестке центральной улицы. В связи с этим можно смело выбирать то дело, которое нравится больше.

Я не знаю – я здесь из-за денег или из-за драйва. Я не могу сказать, что это все исключительно ради денег. Скорее я работаю именно тут, потому что здесь на улице мне не так кошмарно, как в офисе было бы.
Драйв, общение с людьми, непредвиденные встречи. Профессия Ильи — удивлять. Но порой удивляться приходится ему самому. Там, где есть взаимодействие с людьми, всегда присутствуют курьёзные неожиданные ситуации. Илья вспоминает историю о том, как во время фотосессии нечаянно уронил чужую супругу и получил от её мужа дополнительную сумму на чай с комментарием: «всегда сам хотел это сделать, но немного боялся».
Неожиданно Илья прерывается на фото с проходящей мимо девушкой и её дочкой. Я вижу, как захватывает моего собеседника элемент игры, о котором мы так долго говорили. Он действительно включается в эту игру и, кажется, забывает обо всём на свете. И даже наблюдать за ним интересно. Вот так студент физмата из Ясиноватой стал профессиональным уличным артистом, работающим на улицах Одессы и вызывающим улыбку на лицах прохожих.
