Document
Люди Одессы: история клоуна Лина с Екатерининской площади

Клоун Лин – личность в Одессе известная. Кто его не встречал на Екатерининской площади? Он здоровается с прохожими французским «Бонжур» и дарит собачек из воздушных шариков. Но кто же такой Лин на самом деле? Узнали историю клоуна, родившегося в «пригороде» Одессы, и подробности «конфликта с избиением».


Лин – открытый и общительный человек. Проходя мимо, я всегда останавливалась и наши спонтанные беседы могли затянуться и на полчаса, и даже дольше. Лин рассказывал о своих путешествиях и новых знакомствах, интересовался, как «моё ничего» и что нового на работе. Но за шесть лет знакомства я так и не узнала, как его зовут: в телефонной книге он так и записан – «клоун Лин». Даже тогда, когда я решила делать о нём интервью, он не раскрыл тайны полностью, лишь сказал, что его зовут Олег. Говорит, что полное имя знают только близкие. А, например, его европейских друзей и коллег это и не интересует.

 

Иногда кажется, что наш герой и сам воспринимает свой псевдоним как родное имя. К слову, Лином Олег стал не сразу – первое время он гастролировал как месье Оле, но однажды понял, что это имя ему не совсем подходит.

Во Франции я сидел и думал насчёт имени – такого, чтобы оно мне внутри откликалось. Я ходил и пел всякие словосочетания из двух-трёх букв. Вот это «лин» мне отозвалось внутри, срезонировало. И тогда среди друзей в Ницце я уже стал представляться как Лин. А на вопросы почему, отвечаю, что это такое чисто румынское имя, такие там имена. Лином я стал в 2000 году, уже 20 лет. 

Лин –- абсолютно международный артист. В клоунском костюме он объездил больше десятка стран: был во Франции, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении, Румынии, Польше, работал в России и даже добрался до Узбекистана. Улицы разных городов приносили и хорошие приключения, и не очень. Так, в Ницце, работая под дождём, Лин сильно промочил ноги и долгое время потом не мог нормально ходить. Зато в Словении, в Любляне, с ним каждое утро за руку здоровался сам мэр города. Клоун говорит, что ни в одной стране его не прогоняли с улицы. По его словам, единственное правило, которое должен соблюдать каждый уличный артист – это регистрация проживания, которую может обеспечить даже простой хостел. Ну и ещё важно не забывать носить с собой документы – из-за их отсутствия у Лина однажды были проблемы, причём не в Европе, а в Азии.

В Узбекистане меня арестовали за то, что не было при себе документов. Там в то время была попытка переворота и 30 дней страна жила на военном положении, вся полиция ночевала в казармах, куда меня и привели. А там военные обрадовались, стали со мной фотографироваться. Полковники начали меня шашлыками кормить. В итоге травили с ними байки до трёх часов ночи, и только потом они спросили, как я у них оказался. В итоге отпустили с миром.

Лина можно назвать человеком мира, но его творческая база находится в Одессе. Он живёт здесь с 2008 года и отсюда уезжает в Европу – на пару месяцев или на несколько лет. Правда, вырос Лин в Кишинёве, но в детстве часто бывал в Одессе у родственников, а после университета проходил срочную службу в Чабанке.

Когда меня спрашивают, мол, ты из Одессы? Я отвечаю: «Нет, я из пригорода — из Кишинёва». Одессу я очень люблю. Тут много тех, с кем можно общаться, генерировать новые идеи – это такая лаборатория артистов, художников, музыкантов. Если бы здесь не было такого творческого потенциала, я бы давно уже отсюда сбежал. 

Привычку кочевать Лину привили родители: мама работала журналистом, папа – оператором. Они часто брали сына в командировки, да и сам мальчик, ещё будучи школьником, путешествовал по всему СССР с ансамблем самодеятельности.

 

Кстати, по образованию Лин вовсе даже не клоун, а дирижёр духового оркестра и барабанщик. До 2000-х годов он работал по профессии. А потом настали новые времена – тогда в ресторанах оркестры уступили место кассетам и компакт-дискам, а барабанщики перестали пользоваться спросом. Именно тогда Лин впервые вышел на улицу, но не с барабаном, а с синтезатором-«самоиграйкой».  И может быть, никогда бы не стал он настоящим клоуном, если бы однажды на улице в Бухаресте его не заметил местный легендарный циркач.

В Бухаресте возле местного цирка мимо меня постоянно проходил видный мужчина, кидал неплохие деньги. А один раз вместо местных тугриков кинул 500 долларов. Я за ним побежал, смотрю, а он в метро не может пройти, потому что все деньги мне отдал. Говорит: «Пустите, я Кармелло», а ему: «Ого, это же Кармелло! Проходите бесплатно». Я к нему подбежал и затолкал эти деньги обратно. Так мы с ним и подружились. Кармелло был местной легендой цирка. Он работал и клоуном, и воздушным гимнастом, и эквилибристом, и ходил со штангой, и на мотоцикле под куполом цирка на тросе катался.

Именно Кармелло натолкнул Лина на мысль, что на улице можно не только играть музыку, но и исполнять цирковые номера: например, крутить тарелку на палочке или устроить номер «клоун-оркестр», где циркач ходит и играет одновременно на нескольких барабанах.

 

За 20 лет Лин перепробовал не только тарелки и барабаны, он также пускал мыльные пузыри, жонглировал и делал собачек. Говорит, каждый номер выверялся годами. Например, аттракцион с собачками родился именно в Одессе. Сегодня, когда Лин подзывает к себе прохожих, он говорит следующее: «Будешь собачку? Делаем собачке ушки, ножки, делаем замечательный хвостик. Это Кузя, кормить два раза в день шоколадками». Казалось бы, ничего особенного, но этот текст, по словам Лина, рождался не один год, причём 50 процентов из него клоун услышал от прохожих. Например, кормить воздушных пуделей шоколадками предложила одна из мимо идущих девушек.

 

Лин рассказывает, что все его номера – своего рода магия. Так, по его словам, номер с мыльными пузырями помог сразу нескольким одесситкам выйти замуж.

Я пускал мыльные пузыри и через них девушки проходили. Я говорил: «Кто через пузырь пройдёт, своего суженого найдёт», а потом просил сказать «Крекс, пекс, фекс». Тут есть элемент воды и это чисто магия. Одна девушка прошла через пузырь, а потом приходит и кольцо показывает: «Я замуж вышла. Пожалуйста, проведите обряд с моей подружкой». Такое было десятки раз, серьёзно. Это работает.

А ещё Лин иногда подшучивает над туристами. Так в Сербии в жару он подзывал из толпы брутальных мужчин, просил закрыть глаза и внезапно опрыскивал их лица водой из пульверизатора. Большинство смеялись, но было дело, когда участник оскорбился и дал клоуну подзатыльник.

 

В Одессе и других городах СНГ Лин общается с прохожими словами, а вот в Европе чаще всего изъясняется пантомимой или на французском – говорит, иностранцы страшно любят французский язык, потому что есть такой бренд – французский клоун.

Когда меня спрашивают: «Вы что, из Франции?», я отвечаю: «Я воль, май фюрер, я из Франции, таки да». «Ну вы же шутите?», - говорят, - «Откуда вы?». И я отвечаю: «Я из детства». У меня уже есть такие наработки, ответы на вопросы: — Ты кто? — Я слон. — Откуда ты? — Я из детства. — А кто тебя научил? — Тётушка».

Лин может поддержать беседу не только на французском, но и на английском, немецком, румынском и даже арабском языках. А ещё на эстонском знает одну детскую песенку. По-доброму старается общаться со всеми, даже бездомные говорят ему «Бонжур, привет». Но на улице встречаются и пьяные, и городские сумасшедшие. С такими Лин предпочитает не связываться – поскорее собирается и уходит, потому что день должен закончиться на хорошей ноте – такое правило есть у музыкантов, и Лин пользуется им ещё со времён работы барабанщиком.

 

Я спрашиваю у клоуна, знает ли он, что в интернете ходят слухи, будто он избил женщину. Лин говорит, что, конечно никого никогда не бил.

Женщин я никогда не бил, Боже упаси. Но ситуации бывают разные. Я мог ответить выбросом руки: не нанести удар, но оттолкнуть. Был один случай, когда пришла цыганка, начала ходить с тарелочкой и собирать деньги, как будто она для меня их собирает. Я попросил её уйти, а она ни в какую. И тут я взял ведро воды из-под мыльных пузырей и литров шесть вылил ей на голову. Прошло несколько лет, я про этот случай уже забыл, и тут пришла женщина и говорит: «- Вы меня помните? Вы меня тогда ударили! -Когда это я вас ударил? -Вы мне ещё на голову ведро воды вылили!» Она это с такой радостью сказала… Вот он цыганский менталитет.

В Одессе Лин последние шесть лет сидит на одном и том же месте – напротив памятника Основателям Одессы на Екатерининской площади. Хотя до этого клоун выступал и в Аркадии, и на Ришельевской напротив центрального ЗАГСа. Зимой на улице Лин проводит четыре-пять часов, летом – шесть-семь, но работает с перерывами. Сколько зарабатывает за день, Лин предпочитает не раскрывать, но говорит, заработка ему хватает и на жизнь, и на путешествия, и на новые костюмы. Кстати, последние создаются своеобразно. Лин покупает в секонд-хенде необходимые по покрою вещи, а дальше несёт их к костюмеру на доработку: что-то перешивает, что-то украшает аппликациями. Однажды он купил красный женский пуховик, из которого костюмер сделала ему фрак. Лин говорит, одежда изнашивается быстро – при интенсивной работе одного сезонного костюма хватает всего лишь на год.

Большую часть времени клоун работает именно на улице, хотя иногда его приглашают и в рестораны или на большие мероприятия в качестве аниматора. А вот в цирк он принципиально не идёт – считает, что в актёрской среде не обходится без сплетен и нездоровой конкуренции. Улица же, напротив, приносит Лину интересные знакомства и друзей. Говорит, что ради этого стоит жить. После чего улыбается, подмигивает и мы прощаемся до новой встречи в центре Одессы.