Document
Квизы - интеллектуальные игры в барах

Паб-квизы появились в Англии в 1970-х годах. Квиз-викторины – это когда команды собираются в расслабленной атмосфере паба, и попивая пиво, отвечают на специально придуманные для такой обстановки вопросы. Победитель получает памятный приз. Всё просто… и, как все простое, гениально. Поэтому популярность таких мероприятий бьет рекорды посещаемости во всех странах, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Испортить себе настроение плохим результатом невозможно. Всеобщее ликование и эмоции не дадут впасть в уныние и поднимут дух даже самому заядлому домоседу-меланхолику.


Сейчас наблюдается настоящий бум квиз-движения в Одессе и других городах, появляется огромное количество команд. Почему такая популярность?

 

Да, сейчас в Одессе играет больше двухсот команд. Это не только взрослые, это и молодежные и школьные команды, которые играют в самых разных турнирах: и «Что? Где? Когда?» и «Брейн-Ринг», и «Эрудит-квартет». А в последние годы очень популярным развлечением стала такая разновидность викторины, как квиз или паб-квиз. Можно насчитать около ста команд в Одессе, которые играют в разных проектах: это и City Quiz, и Pub-quiz, и Multiquiz (квиз-лайт), автором которого являюсь я. И Wednesday quiz, а вот на днях появился еще Easy-quiz.

 

Эти турниры ― развлечение и отдых ― рассчитаны на очень разную аудиторию. Соответственно, есть квизы, в которых взносов нет как таковых. А есть квизы, в которых взнос с человека составляет 200 гривен.

 

 

Как происходит организация? Какая часть сборов уходит на организацию игр? Просят ли клубы за аренду конкретную сумму ― или всё по взаимной выгоде?

 

Это очень сильно зависит от того, какое помещение. Я не сотрудничаю с помещениями, которые берут деньги за аренду, поскольку это существенно влияет на размер взносов. Может быть невыгодно проводить квиз. И хотя для меня в первую очередь это хобби, но хобби должно хотя бы покрывать те расходы, временные, которые на него тратятся. Мы примерно половину суммы, которую получаем (половину сборов) тратим на организацию, на призы, на какие-то вещи по продвижению и на благотворительность.

 

Как началось географическое распространение?

 

Был доисторический период ― еще в 90-ые годы, о котором многие забыли. Была такая «Игра по-одесски», когда по сути люди собирались и играли в те же квизы, но это еще не выводилось на экраны, не было конечно таких технических возможностей. Задания распечатывались на обычной бумаге. Также команды собирались, разгадывали, думали, но тогда это не получило серьезной популярности, а осталось среди увлечений знатоков.

 

Кто был первым в Одессе?

 

В Одессе параллельно ― около пяти лет назад ― пытались проводить игры я и Олег Тарасенко. Причем это были игры самого разного формата, чаще это были игры ближе к «Что? Где? Когда?» и «Своей игре».

 

Кто приходил тогда и какова аудитория сейчас?

 

Это были те же знатоки, которые хотели какого-то разнообразия. Не только стандартных вопросов, с одинаковыми формулировками и избитыми ходами, но самое главное, хотели изменения формата помещений. До этого мы играли много лет в бесплатных, но не очень комфортных аудиториях университета ― часто холодных, без чая-кофе и т.д. Сейчас можно прийти на квиз, и заказать чего-нибудь и покрепче, и чего-нибудь поесть ― в зависимости от того, у кого какие пожелания и возможности. И тут оказалось, что есть достаточно большая аудитория, которая готова ходить в такие заведения, и которым не хватало повода туда сходить. Причем, таких оказалось очень много. Люди и так вечером ходили в какой-то паб и сидели там-пили пиво, ну и сами стали замечать, что там происходит. И так через год после ухода в эти ресторанные игры ― за этот ресторанный период ― появилось три проекта: City-quiz Odessa ― сейчас, пожалуй, самый крупный из всех проектов города ― автор и ведущий Олег Тарасенко, который собирает на одной игре уже до 50-ти команд, а за сезон ― сотни команд.

 

Второй ― «Игры разума» ― проект, который до сих пор, насколько я знаю, остается бесплатным. И который проводит два вида развлечений: квизы очень легкие и «Кнопка G» ― своеобразный аналог «Брейн-ринга» с какими-то там своими дополнениями… Есть даже разновидность, когда нужно выпивать за правильный ответ ― как «Черная шкатулка» (чгкшники поймут), как это раньше называлось. И третий ― проект мультиквиз, который мы полностью запустили два года назад, и года четыре уже прошло с момента первых игр.

 

 

Смотрите, что происходит в других городах?

 

Мы часто ездим на проекты в другие города, стараемся смотреть. Мне, по крайней мере, это интересно. Я хочу не только собственные идеи какие-то продвигать, но и перенимать опыт. При этом я рассказываю о своем опыте. Сейчас квизы проводятся почти во всех областных центрах Украины. И не только. Среди моих знакомых есть организаторы и игроки, играющие в подобные игры в России, в Белоруссии, в Армении, в Азербайджане, в Грузии, в Польше.

 

 

Ну квизы же вообще появились в конце 60-ых в Англии.

 

 

Как таковые, да. Викторины появились там, но это был совершенно другой формат. Ведущий выкрикивал какой-то вопрос, и тот, кто точнее всех ответил, например, получал пиво. И похожих квизов на наш формат, где есть уже какие-то устоявшиеся конкурсы, в Европе, в Британии, не так много. И оргкомитеты, которые занимались раньше «Что? Где? Когда?», зная эту систему подготовки, могут проводить подобные вещи, и дальше они распространяются в других странах.

 

В Одессе паб-квизов становится всё больше. Насколько серьёзна конкуренция?

 

Конкуренция есть, поскольку многие из этих проектов являются коммерческими. Существуют сообщества, в которых мы обсуждаем даты ― когда кем и что будет проводиться. И пытаемся разносить эти даты, для того, чтобы не мешать друг другу. Я, как автор и хранитель календаря, в котором собираются все игры, размещаю все анонсы. Как говорит китайская мудрость ― «пусть расцветает сто цветов».

 

Матёрые игроки «Что? Где? Когда?» нередко критикуют квизы. А твои вопросы задают какую-то планку или определенный уровень, или ты стараешься быть демократичным?

 

Именно поэтому мы разделились сейчас на два проекта: Quiz light, где вопросы гораздо легче, и где команда пришедшая впервые (в которой нет знатоков) берет половину вопросов. И проект Multiquiz, который мы проводим совместно с «Интеллект Клубом № 1», где вопросы гораздо серьезнее. Это не означает, что их нужно бояться, они не страшные, но здесь потребуется определенный уровень знаний и, возможно, командная сыгранность. Кстати, на мой взгляд, Мультиквизы ничуть не хуже, чем «ЧГК» и могут играть роль своеобразного тим-билдинга и для сформировавшихся команд, и для коммерческих проектов, и они даже где-то могут быть удобнее. Потому что «ЧГК» ― более консервативная игра с ограничением по количеству человек (6), а в квизе можно сделать от двух до восьми, но я на самом деле встречал варианты, когда и больше людей за столом находится.

 

Как ты оцениваешь уровень игроков? Скептики говорят, что люди глупеют, книг не читают. Конечно, это от круга общения зависит… Но исходя из чего ты подбираешь вопросы?

 

Автором большинства вопросов являюсь я сам. По поводу уровня игроков ― на самом деле он не падает, он меняется. И меняется просто-напросто база знаний. Естественно, люди не могут все время слушать одну и ту же музыку, смотреть одни и те же фильмы. И если старшее поколение знатоков считало обязательным знание классических советских фильмов, комедий Гайдая и Рязанова, то среди современных студентов (я, как преподаватель, могу утверждать) есть те, кто не видел ни одной такой комедии ― и может, даже не знают их названий.

 

Мы тоже можем не знать многого из их культуры, в том числе и массовой. Я знаю, что из поколения моих родителей, например, никто себе особо не представляет, что такое рэп-батлы. А для поколения 16+ цитировать какие-то фразы с рэп-батлов ― это нормально. Для них это такая же классика. И то же самое можно говорить о музыке и т.д.

 

Самая серьезная проблема с книгами ― их читают гораздо меньше. Способ потребления информации изменился ― люди больше информации стали получать с экранов, а с экранов проще получать информацию визуально: в виде видео и каких-то мэмов, инфографик - шутливых, юмористических. На то, чтобы читать ― надо тратить больше времени. Сам формат чтения книги ― с бумаги и с электронного устройства сильно меняется. Даже человек не умеющий читать быстро, на самом деле занимается скорочтением с экрана ― он просто читает по диагонали. У него не такой процент усвоения информации, как у приученного к этому человека.

 

Меньше стали читать для удовольствия…

 

Да, нет того потребления художественной литературы, которое было раньше. Нет чтения справочников ― которое раньше, может, даже было нормой… Сейчас такого нет.

 

Какова твоя аудитория? От скольки лет?

 

Самым младшим людям, которые играли ― именно играли, а не находились с родителями у меня за столом ― было 11 лет. Самым старшим игрокам было за 60, точно. Это очень разная аудитория: и мужчины и женщины, и люди, которые годам играли раньше в «ЧГК», и люди, которые никогда не играли и впервые познакомились с подобным форматом.

 

 

И не всегда результат зависит от того, сколько они лет играли в «ЧГК»…

 

Абсолютно. Поскольку у нас конкурсы очень разнотипные. Победителем может стать человек, пришедший со стороны, но хорошо знающий определенные темы. Если это конкурс, посвященный кино, например... Вот сейчас (23 апреля) происходит квиз, посвященный вселенной Marvel (Marvel Cinematic Universe ― объединяет вместе множество героев из разных фильмов, основанных на комиксах компании Marvel) и у человека, который смотрел все фильмы Marvel будет преимущество.

 

Пару слов о том, как ты видишь будущее этого движения и своих планах.

 

Мы выходим за пределы Одессы. В мае будем организовывать «Кубок Закарпатья» ― фестиваль, в котором будет сразу несколько игр ― «ЧГК», «Брейн-ринг» и квиз. Мы на протяжении трех дней будем отдыхать на термальных водах в почти заповедной зоне и при этом играть. Уже такой ― региональный формат. В сентябре планируется большой фестиваль, посвященный 35-летию «Одесского клуба интеллектуальных игр». Мы надеемся, что он пройдет с большим успехом. В целом, я надеюсь, что в ближайшие год-два мы сможем как-то объединить усилия наших проектов и перейти от прямой конкуренции к тесному сотрудничеству. Даже, может, будут какие-то общие сезоны, зачеты, правила.

 

Т.е. хочешь как-то стандартизировать процесс?

 

Ну, возможно, но это не означает, что все вопросы должны быть одинаковыми. У каждого автора свой стиль и почерк, но по крайней мере, не должно быть какой-то хаотичности и специальных наложений, как это сейчас происходит.

Похожие Теги: викторина развлечения заведения
Поделиться:

Похожие материалы