Document
Кто и что знает за еврейскую Одессу: музыканты, писатели, гроссмейстеры и не только

Еврейская Одесса – это одна из ярчайших страниц нашего города. Но в большинстве своём, каждый знает о ней что-то свое. Специально для «Лоции» Анна Мисюк – настоящий знаток еврейской Одессы – рассказывает о том, кто и что о ней знает.


Итак, вопрос. А знаете ли вы Еврейскую Одессу?

Еврейская Одесса, – скажут начитанные люди, – это писатели, вдохновленные образами Города и воплотившие их в художественном пространстве прозы и поэзии. Исаак Бабель и его «Одесские рассказы», непревзойдённый роман «Пятеро» Владимира Жаботинского. Меткий юмор Ильи Ильфа и трогательная лирика Семёна Кирсанова (автора слов любимой всеми песни «У Чёрного моря»). Проза Шолома Алейхема и поэзия Эдуарда Багрицкого. Список можно продолжить, но не только писателями славится Еврейская Одесса.

Еврейская Одесса, – скажут неначитанные люди, – это криминал и юмор – весёлый и странный. Это Мишки Япончики и Мони Артиллеристы, это Сонька Золотая Ручка (которая, кстати, вовсе к Одессе и не имеет отношения), это анекдоты про Рабиновича, который имеет свое оригинальное мнение обо всем на свете: - Рабинович, вы счастливы? - А шо делать?

Еще бы мы не знали еврейскую Одессу! – дружно отвечают музыканты и меломаны. И начинают перечислять: Петр Соломонович Столярский – творец вундеркиндов, чьи скрипки чаровали мировые эстрады ещё в начале прошлого столетия. Волшебники рояля и скрипки: Эмиль Гилельс, Шура Черкасский, Давид Ойстрах, Борух Гольдштейн, Роза Файн, Евгений Могилевский, Дора Шварцберг. Всех и не перечислить за раз!

 

 Ах, еврейская Одесса, – скажут любители легкой музыки, джаза, эстрады и городского фольклора и начнут перечислять: Коралли, Иза Кремер, Леонид Утесов, Михаил Водяной, Оскар Фельцман, Морис Бенимович… Как вы не знаете Бенимовича?! Зато его знает мир. От Любека до Сиднея зайдите в ресторан, где в меню значится борщ, и там вам споют про Мясоедовскую улицу…»

Мы не знаем?!, – возмутятся завсегдатаи Соборки, подняв головы от клетчатых досок. – А Ефим Геллер – король! Первый гроссмейстер Украины! А гроссмейстеры Сэм Палатник и Вячеслав Эйнгорн!, – и шахматный клуб Соборки вернётся к дебютам и эндщпилям.

 

Еврейская Одесса, – скажут серьезные люди, – это медицина. Это основатель первой станции «Скорой помощи» Яков Бардах и основатель первой службы по уходу за младенцами Гершензон, это звёзды психиатрии, неврологии и хирургии, это целые династии, такие как Гешелины и Херсонские. Это Залман Ваксман – лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии. Собственно, с середины XIX века, начиная и на сто лет вперед, семь из десяти одесских врачей были выходцами из еврейства Одессы.

 

«Почтение Одессе» – это одна из глав истории государства Израиль. Не иссякает поток туристов оттуда, чтобы взглянуть на город, ставший «Вратами Сиона». Город, откуда родом Владимир Жаботинский, начинавший свой путь как блестящий одесский журналист, поэт, писатель и вошедший в историю Израиля, как один из его отцов-основателей.

Историки грозовых лет приведут примеры выдающихся революционеров и контрреволюционеров, найдется, что сказать и историкам науки. Мировыми знаменитостями стали эпидемиолог Владимир (Зеев) Хавкин и математик Марк Крейн.

 

И, наконец-то, возьмут слово краеведы. Они расскажут, что евреи были среди первых застройщиков города. Что с 1801 года регистрируются еврейские общины и благотворительные общества. Что за первые 50 лет существования города процент еврейского населения вырос с 10 до 27, а в начале XX века достигал уже 32%. Более 100 учебных заведений, 60 синагог, издательства, знаменитая еврейская больница, неотменимо фигурирующая в городском фольклоре. Крупнейшие торговые дома Ашкенази, Эфрусси и Пурица играли значительную роль в товарооборотах, а значит и в экономическом процветании города.
 

Вторая мировая война и годы оккупации унесли жизни более 150 тысяч человек из четвертьмиллионного одесского еврейства. О трагедиях погромов, расстрелов, гибельных гетто напоминают строгие памятники жертвам погрома 1905 года на Третьем еврейском кладбище, мемориал на месте артиллерийских складов, ставших огненной могилой для тысяч людей осенью 1941 года, скромный камень на Александровском проспекте, установленный в память сотен повешенных той же осенью, мемориальный комплекс «Дорога смерти» в Прохоровском сквере, указывающий путь, которым в смертные гетто и лагеря были отправлены десятки тысяч одесских евреев. Выжил и вернулся только каждый четвертый. В этом же сквере высажены десятки деревьев в честь тех праведников мира, которые, часто рискуя жизнью, помогали и спасали обречённых людей. Жители Одессы и окрестных сёл: украинцы, русские, болгары, греки, немцы, поляки. Вечная благодарность им и память. «Спасший одного спасает мир», – так гласит надпись на мемориале.

Сейчас евреи составляют не более 3-4 % среди жителей Одессы. Но слава «еврейского» города за ней еще сохраняется. Открыты двери двух синагог и сотни учеников насчитывают три еврейские школы. Культурные центры «Бейт-Гранд» и «Мигдаль» предлагают своим гостям участвовать в увлекательных программах и проектах. Журнал «Мигдаль-times» – еврейский журнал для всех – интересен разнообразной тематикой и качественными авторскими материалами. И, наконец, Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» (шорашим – на иврите «корни»), популярен среди одесситов не только, как хранитель истории людей и событий, но и как активный участник современной городской культурной жизни.