Document
Король инструментов в одесской кирхе

 

Орган — не только древнейший музыкальный инструмент, но и уникальная архитектурная концепция, являющая собой гармоничную картину мира, основанную на законах природы. О непростой истории этого удивительного механизма, а также о том, откуда в одесской кирхе появился орган далее в материале «Лоции».


 

Истоки

 

Считается, что первый орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 285 — 222 гг. до н. э. Также прообразы органа использовались в Римской империи, и как музыкальный, и как сигнальный инструменты. Первые упоминания встречаются в трудах позднеантичных философов. Это были механизмы, использовавшиеся для звукоизвлечения под давлением воды, а не воздуха. Создателями первых инструментов были величайшие зодчие древности. Из ранних манускриптов, содержащих сведения об органе, видно, что архитектор должен был быть едва ли не самым энциклопедически образованным человеком, компетентным во всех науках и искусствах. Особое внимание уделялось философским и культурологическим взглядам, т.к. только основанное на законах природы сооружение будет естественно вписываться в мироздание и успешно функционировать.

 

Сквозь тернии средневековья

 

То, что сейчас принято считать органом, появилось именно в восточной части Римской империи. В западную он попал в качестве подарка от византийского императора Константина V франкскому королю Пипину Короткому в 757 году. С тех пор прижился в западной традиции и даже сегодня является самым грандиозным и масштабным музыкальным инструментом. Количество классических произведений, написанных для органа, превышает таковое для любого другого музыкального инструмента. Среди композиторов органной музыки — Бах, Мендельсон, Гендель, Брамс, Лист, Моцарт и другие.

 

Но на заре средневековья механическим музыкальным устройствам тяжело приходилось прокладывать себе путь в церковные интерьеры. Поначалу они вызывали ужас не меньше, чем восхищение. Музыка становилась сложнее и теперь могла отвлекать паству от богослужения. Изначально хорал представлял собой единую цельную песню без прикрас, и ценили его как раз за эту бесхитростную простоту. Ситуация изменилась после того, как певчие научились Пифагоровым чистым квартам и квинтам и стали исполнять их поверх основной темы — получившийся полифонический хорал назвали органумом. Его звучание было призрачным, пространственным — медленно вздымающиеся звуковые объемы идеально подходили высоким, резонирующим стенам соборов. Средневекового человека это, как правило, пугало и казалось нецелесообразным.

 

Новая жизнь

 

Во времена позднего Возрождения и в эпоху Барокко органная индустрия активно развивалась. В Германии было множество мануфактур, много церквей, требовавших новые инструменты.

 

Если строилась кирха, орган проектировался именно под нее: учитывалась архитектура, акустика. Размеры, технологии, детали и узлы должны были соответствовать условиям применения, поэтому нет двух абсолютно одинаковых инструментов даже одной фирмы. И если музыкант играет на разных, это не значит, что он пришел, открыл и заиграл. Ему нужна как акустическая репетиция, так и тренировка на координацию движений. То, что на одном органе впереди, справа, слева — на другом может быть с противоположной стороны. Что-то может управляться не рукой, а ногой и т.д.

 

Главный герой одесской кирхи


Инструмент 1964 года баварской фирмы Steinmeyer изначально стоял в лютеранской церкви Святого Креста города Нюрнберга. Но в 2010 году здание перестраивалось, и орган хотели определить в хорошие руки. В это же время в Одессе открылась реконструированная кирха Святого Павла — так он попал к нам.

 

Устанавливала инструмент нюрнбергская фирма, а обслуживают несколько мастеров из разных городов Украины и инженеры-механики из оперного театра. Потому что, помимо настройки звуковых моментов, в органе очень много механических компонентов, которые в зависимости от температуры и влажности воздуха тоже могут выйти из строя, и их надо отрегулировать оперативно.

 

 

Аккомпаниатор или солист?

 

В лютеранской общине и литургии есть такое понятие, как общинное пение. По сути дела — это продолжение молитвы. Только оно положено на музыку и исполняется вместе с органом. Существует мнение, что орган аккомпанирует пению. Но церковные исполнители считают иначе: он — квинтэссенция молитвы, а те, кто принимают участие в пении, — хор и просто прихожане — должны точно следовать за органом. И этот момент очень важен. В нашей традиции инструмент, когда сопровождает пение, воспринимается как аккомпанемент, подчинение. А здесь несколько иначе. Как правило, орган даже размещен в церкви где-то посередине между небесами и землей и является своеобразным посредником между ними.


 

Музыка, которая пишется сегодня для органа — академическая, ее не станешь слушать каждый день. Но зайти в кирху, чтобы насладиться глубоким и загадочным звучанием инструмента в воскресный день во время службы, или посетить один из тематических органных вечеров, мы точно можем себе позволить.

Поделиться:

Похожие материалы