Кому в Одессе нужны велодорожки. Спойлер: всем

Ответ кажется таким же простым, как и вопрос – велодорожки нужны велосипедистам. Тем якобы нескольким десяткам или может сотням человек, которые активно привлекают городскую власть к решению этой проблемы. Но, во-первых, счёт идёт на десятки тысяч человек, пользующихся велосипедами, а, во-вторых, наличие качественных велодорожек сыграет на руку всем одесситам. И вот почему.


На такое смелое заявление можно так же смело возразить, мол, я не езжу на велосипеде, поэтому мне велодорожки однозначно не нужны. Но подобное возражение требует расшифровки – а почему одесситы не ездят на велосипедах по городу? Потому что не позволяет климат? Потому что любят ездить в набитых маршрутках? Потому что приятнее стоять в пробке в машине? Или потому что страшно ехать по городу на велосипеде? А если пофантазировать и представить, что этим утром вы проснулись и узнали, что рядом с вашим домом есть безопасная велодорожка, ведущая именно туда, куда вам надо прямо сейчас. А неподалеку есть прокат велосипедов или у вас есть свой собственный малый электротранспорт (велосипед, самокат, моноклесо). И вы можете гарантировано за определенное время попасть из пункта А в пункт Б, да ещё и с пользой для здоровья. Неужели такая перспектива не пришлась бы по вкусу?

Кому в Одессе нужны велодорожки. Спойлер: всем - изображение №1

Так, депутат Одесского горсовета Пётр Обухов считает, что велосипед может стать отличной альтернативой машине. Он уверен, что никакой город не может существовать исключительно для автомобилистов, и даже построить новый город только для людей на автомобилях просто физически невозможно. А велосипедистов на самом деле в Одессе куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Сам создатель сервиса такси «Бонд», кстати, предпочитает передвигаться по городу на моноколесе.

Ещё несколько лет назад проведенный опрос показал, что пять процентов одесситов, то есть около 50 тысяч человек, ездят по городу на велосипеде. Если же добавить тех, кто сегодня пользуется электросамокатами и моноколесами, то это цифра ещё увеличится. Плюс есть люди, которые и хотели бы ездить по городу на велосипедах, но не готовы рисковать своей безопасностью и пока выбирают общественный транспорт или автомобили. Но если мы хотя бы на пять-семь процентов уменьшим количество людей на автомобилях и сделаем из них велосипедистов и самокатчиков, то это значительно разгрузит дороги и от этого всем станет лучше. В Копенгагене для осуществления подобного решения понадобилось 15 лет, и сейчас количество велосипедистов в центре города сравнялось с количеством людей на автомобилях. У меня нет такой амбициозной цели, но с другой стороны, Одесса – город небольшой, и проехать несколько километров на велосипеде не составляет проблемы. Так, у меня в такси «Бонд» средняя поездка это 6,5 километров. Комфортная скорость велосипеда около 13-15 километров в час. То есть велосипед может легко стать альтернативой машине. И для этого просто необходимы безопасные велополосы и велодорожки.

Естественно, что велосипед не может стать единственным видом транспорта в большом городе, но этого и не требуется. Зато грамотная велоинфраструктура может, как минимум, разгрузить дороги для машин и общественного транспорта. Кроме того, осознанный переход на велосипед несет пользу, как ни пафосно это звучит, всей нашей планете. Ну и ещё это прекрасная возможность размяться, укрепить своё физическое и ментальное здоровье, что последние полтора года более чем актуально. Собственно, именно пандемия стала определённым толчком для многих городов мира создать или расширить сеть велодорожек с целью предоставить людям возможность передвигаться по городу, но при этом не дышать в лицо друг другу, и заодно поддерживать хоть какую-то физическую активность.

Кому в Одессе нужны велодорожки. Спойлер: всем - изображение №2

Согласно статистике, Одесса последние годы является одним из самых загрязнённых городов Украины. И исходя из анализа воздуха, очевидно, что превышены именно показатели, характерные для двигателей внутреннего сгорания, что напрямую указывает на связь с трафиком движения. И, что немаловажно, автомобили, которые стоят в пробке, на километр продвижения производят значительно больше загрязняющих веществ. А значит существует реальная необходимость в том, чтобы разгрузить дороги. Но, как ни странно, главное популярное решение этой проблемы – расширить проезжую часть – ведёт к противоположному эффекту. Как показывает опыт десятка других городов, решение расширить дороги и вырубить все деревья на тротуарах приведёт только к тому, что количество машин в пробках просто увеличится вширь. Не поможет даже радикальное уничтожение тротуаров и переделка парков в парковки. Просто так это не работает и в любом случае выходит, что чем больше места, тем больше машин. В идеале, по мнению Петра Обухова, чтобы на автомобилях ездили не больше 15 процентов людей, а остальные пользовались общественным транспортом, велосипедами и так далее.

 

Таким образом есть два варианта развития событий, которые хорошо бы реализовывать параллельно. Это развитие велоинфраструктуры и работа по популяризации общественного транспорта. Именно это политику выбрал и обновлённый департамент транспорта Одесского городского совета. Теперь велодорожки и велополосы будут появляться в городе на всех реконструируемых улицах. То есть на первый взгляд это выглядит несколько стихийно, но зато в результате все эти фрагменты в определённый момент соединяться в одну выделенную полосу для велосипедистов и самокатчиков. Так, к примеру, произошло недавно на участке от площади Толбухина до улицы Комарова – велополоса уже оборудована знаками, имеет официальный статус и отлично работает. И на самой площади уже нанесены черновые линии новой разметки с велополосами и велопереездами, то есть можно предположить, что она скоро станет первым сложным перекрёстком с велосипедной инфраструктурой.

 

А мы задали вопрос, кому нужны велодорожки в Одессе, основателю сообщества «ВелоВектор» Александру Прохорову, который уже оценил новую велополосу:

Кому в Одессе нужны велодорожки. Спойлер: всем - изображение №3
Кому в Одессе нужны велодорожки. Спойлер: всем - изображение №4

Сегодня велосипедная инфраструктура – это запрос современного общества, запрос нового поколения, и число велосипедистов растёт с каждым годом. И тут важно понимать, что плюс один человек на велосипеде – это плюс одно свободное место на парковке, минус один автомобиль где-то в пробке или плюс одно свободное место в общественном транспорте. То есть даже те, кто не пользуются велосипедами, получают прямую выгоду от того, что кто-то пересядет с личного автомобиля или общественного транспорта на велосипед. Поэтому велополосы и велодорожки принесут пользу всем. Кстати, не стоит думать, что велосипедистов мало, просто велосипеды мобильны, не стоят на месте, не создают пробки и из-за этого порой кажется, что их совсем немного. Но в прошлом году мы провели следующий подсчёт – за два часа на 21 ключевом перекрёстке Одессы мы насчитали почти 4,5 тысячи поездок на велосипеде, и это довольно большая цифра для нашего города. Плюс в этом году добавились люди на самокатах и колёсах, то есть при очередном подсчёте цифры, скорее всего, будут ещё больше.

Во всех странах с высоким уровнем жизни развита велосипедная инфраструктура, как и хороший общественный транспорт, и качественное пешеходное пространство. Как показывает мировой опыт ещё ни одна страна не смогла победить пробки и заторы путем расширения дорог и строительства бессчётного числа парковок. А единственный правильный путь, по мнению Александра Прохорова, это устойчивое развитие, когда развивается городское пространство для всех. И есть определённые приоритеты: на первом месте пешеходы (потому что все мы пешеходы прежде всего); на втором – общественный транспорт и велосипед (потому что они являются самым эффективным видом транспорта, перевозя максимальное количество пассажиров и имея минимальную нагрузку на окружающую среду); на третьем – автомобили, которые двигаются, и на четвёртом – припаркованные автомобили, для которых место должно в идеале выбираться по остаточному принципу.

«В целом, до недавнего городские власти в принципе не относились к велосипеду как к городскому транспорту и потому не происходило никаких перемен в сфере велоинфраструктруры. В результате было допущено много системных ошибок, из-за которых у нас в городе есть ощущение, что в приоритете как раз исключительно припаркованные машины – они везде и одинаково мешают другим автомобилистам, велосипедистам и пешеходам. Но сейчас, кажется, вектор изменился и в департаменте транспорта задумались о важности создания велоинфраструктуры. Уже стало проще коммуницировать с представителями городской власти, да и новый вице-мэр Дмитрий Жеман поддерживает создание велосипедной инфраструктуры, что важно. Ведь на самом деле автомобилями пользуются от 20 до 30 процентов одесситов, а абсолютное большинство горожан нуждаются в качественном общественном транспорте и создании безопасного пространства для передвижения. И вот, похоже, приоритеты изменились и даже при обновлении разметки на проезжей части руководство департамента транспорта и СМЭПа предусматривают появление велополос, что и произошло на участке от площади Толбухина до улицы Комарова.»

Кому в Одессе нужны велодорожки. Спойлер: всем - изображение №5

По каким-то причинам, тянущимся из прошлого, в Украине и сегодня бытует мнение, что трамваи и троллейбусы – это для бедных, велосипеды – для спорта. А вот машина – это якобы признак состоятельности. Но, если мы посмотрим на европейские примеры, окажется, что всё совсем не так. Экологически чистый общественный транспорт и правильная система развязки могут в прямом смысле творить чудеса. Взять, к примеру, ту же Прагу – там на трамваях, так похожих на одесские, с удовольствием ездят и студенты, и пенсионеры, и бизнесмены, и чиновники. Просто потому что это удобно. И такая же ситуация с велосипедами – развитая сеть велополос и велодорожек делает этот вид транспорта популярным и любимым у многих и многих чехов. Вот подобный пример и пытаются реализовать сегодня в Одессе.

 

Сегодня в сфере создания велоинфраструктуры есть два приоритетных направления – это маршрут «Центр-Фонтан-Таирова» и велодорожка с и на Посёлок Котовского. Плюс теперь любые ремонтные работы тротуаров и проезжей части и обновление разметок предусматривают создание новых велополос и велодорожек, которые со временем должны стать непрерываемой дорогой для людей на велосипедах, самокатах и моноколёсах. Таким образом, чем больше будет качественных велодорожек, тем проще будет передвигаться и пешеходам, и автомобилистам, и велосипедистам, и самокатчикам, то есть абсолютно всем будет приятнее и проще.

Похожие Теги: велодорожки
Поделиться:

Другие материалы