Document
Когда в Одессе умели делать праздник: о выставке, прославившейся на весь мир

15 мая 1910 года в Одессе открылась Фабрично-заводская, художественно-промышленная и сельскохозяйственная выставка в Александровском парке. И это стало настоящим событием.


Открытие этой выставки в нынешнем парке Шевченко произвело настоящий фурор – её посетило больше полумиллиона человек, и это при том, что население Одессы на 1910 год составляло примерно 520 тысяч человек. Работала она с 15 мая по 3 октября, и с каждым днём её популярность только росла. Тем более, что к открытию выставки в Одессе пустили первую линию электрического трамвая, маршрут которого проходил по улице Греческой и до Александровского парка.

 

Специально для этой выставки было построено 30 «казённых павильонов» общей площадью около 13 тысяч квадратных метров – они обошлись городу в 200 тысяч рублей. Плюс было возведено 120 частных павильонов – почти все были построены одесскими строителями и архитекторами. А некоторые иногородние участники самостоятельно создавали свои экспозиционные площадки или даже везли собственные павильоны с собой в разобранном виде.

На выставке в отдельных павильонах были представлены Юго-Западная железная дорога, пивоваренный завод Санценбахера, мукомольная фабрика, кондитерская фирма Печесскаго, кирпично-черепичный завод Фельдзера, Одесский аэроклуб. Посетители с восторгом наблюдали за работой огромнейшего самовара и ходили на представления в театр-иллюзион «Гигант». И это ещё далеко не всё, что было представлено на Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке, которая подняла статус и престиж города не только на территории всей огромной страны, но и за её пределами.

 

После окончания выставки все павильоны были демонтированы и отданы владельцам. Некоторые использовали их и в дальнейшем. Как, например, выставочный кинотеатр «Гигант» был перенесён на Молдаванку, где использовался как кинотеатр, а воздухоплавательный павильон стал ангаром на одесском авиационном заводе. Сегодня об этой выставке напоминает лишь бывшая трамвайная остановка, перестроенная в павильон управления парком.