Document
Как велосипеды стали панацеей от коронавируса, и почему это важно для Одессы

Пандемия COVID-19 и карантин показали не только то, что жителей нашего города не удержишь дома, но и то, что Одесса совершенно не готова предоставить людям возможность соблюдать дистанцию на улицах. Рассказываем, как обычный велосипед может стать если не спасением, то шагом к лучшему будущему. 


Сейчас, с послаблением карантина, вопрос социальной дистанции становится ещё более актуальным. Чтобы предоставить людям возможность передвигаться по городу, но при этом не дышать в лицо друг другу, и заодно поддерживать хоть какую-то физическую активность, во многих странах мира города расширяют тротуары и активно популяризируют велоинфраструктуру. 
 

Помимо возможности соблюдать дистанцию, это также может дать толчок и для развития малого и среднего бизнеса. Сейчас всем городам придётся всерьёз заняться вопросом безработицы и упадком экономики. Уличный бизнес под начало туристического сезона, пусть и не такого активного как в предыдущие годы, идеально для этого подходит. Обратим внимание и на то, что вело-пешеходная инфраструктура лучше всего развивает торговлю и сервисы на «первых этажах».

Практики «правильно-неправильно» во время карантина и во время выхода из него ещё нет ни у одной страны, и каждый сам принимает решения о том, какие меры будут лучше. Но мы замечаем, что всё чаще в больших городах закрывают улицы для машин, расширяют пешеходные зоны и создают новые, временные и постоянные велодорожки. У подобных велодорожек есть ряд преимуществ помимо возможности соблюдать социальную дистанцию и увеличить физические нагрузки. Они, как минимум, защищают велосипедистов и пешеходов от машин и замедляют автомобильный трафик, что способствует снижению количества ДТП. Как рассказала нам пресс-секретарь Патрульной полиции в Одесской области Алла Марченко, согласно данным с радаров за четыре месяца текущего года на дорогах города и области произошло 4105 ДТП, из них 486 ДТП с пострадавшими, в результате которых 49 человек погибло, 576 были травмированы. И 18 ДТП произошло с участием велосипедов, в результате чего 11 участников дорожного движения получили травмы. А ведь сейчас больничные места на вес золото и куда лучше, чтоб их занимали не жертвы очередной аварии. 

Ну а про пользу экологии и говорить нет смысла. Как рассказал эколог и глава организации «Зелёный лист» Владислав Балинский, в ежегодном рейтинге по данным нескольких независимых лабораторий за 2019 год Одесса заняла лидирующие позиции, как один из самых загрязнённых городов Украины. При этом, уточняет Владислав, исходя из анализа воздуха, было очевидно, что превышены именно показатели, характерные для двигателей внутреннего сгорания, что напрямую указывает на связь с трафиком движения.
 

Автомобили, которые стоят в пробке, на километр продвижения производят значительно больше загрязняющих веществ. И здесь любые улучшения в пользу этого трафика будут влиять на окружающую среду.

Также Владислав обращает внимание на необходимость помнить, что рассматривать продвижение велотранспорта нужно не только как продвижения вида транспорта, а как сообщество людей, продвигающих эко-активизм. Зачастую именно эти люди собираются для очистки одесских склонов и уборки парков.

 

В пример удачному внедрению велодвижения в инфраструктуру города, Владислав приводит Германию, в которой велосипеды стали полноправными и полноценными участниками движения. Полосы для велосипедов могут проходить и по проезжей части и по пешеходной, не мешая другим участникам движения. Велодорожки чётко промаркированы и существуют даже отдельные светофоры для велосипедов.

При этом создание временных дорожек, по опыту многих городов, не требует ни больших денег, ни времени. К примеру, в Боготе создали 75 километров временной велоинфраструктуры буквально за ночь.  
 

Всё большую и большую популярность набирают и сервисы доставки еды на велосипедах, что требует и меньше затрат на топливо, и увеличивает количество потенциальных работников. Ведь на велосипед не нужны права, что даёт возможность подрабатывать подросткам и студентам. В условиях карантина доставка вообще стала неотъемлемой частью нашей жизни и вместе с количеством заказов увеличилось и количество курьеров, которые вынуждены ехать в объезд или идти с велосипедом подмышкой. А всё из-за того, что на многих участках нашего города иногда и пешком пройти трудно, что говорить передвижении на велосипеде. Михаил, работающий в доставке еды, рассказал, что передвигаться по городу на велосипеде, конечно, можно, и можно даже получать от этого удовольствие. Но проехать по отдельным участкам иногда бывает очень нелегко, особенно, если речь идёт о спальных районах. По Одессе, делится Михаил, легче всего передвигаться на горном велосипеде – он хоть и не самый быстрый, но зато ты не ощущаешь каждый камушек и каждую выбоину под собой.

Но вернёмся к бизнесу и выходу из экономического кризиса. Раз у нас есть столько велосипедов и людей, которые активно их используют, то должны быть и места, где велосипеды продаются и чинятся. Признаться честно, в Одессе встретить что-то подобное не так просто (вам идея для стартапа, не благодарите). Открытие подобных «сервисных центров» поможет снова-таки увеличить количество рабочих мест и развить малый и средний бизнес.

 

Что же насчёт людей, которые отдают предпочтение пешим прогулкам? Если соблюдать дистанцию, парков и скверов на всех не хватит. Заметим, согласно ВОЗ, активность важна не только для физического, но и для ментального здоровья. Согласно статистике, малоподвижный образ жизни – основная причина большинства смертей от инсульта, диабета и болезней сердца. Для того, чтобы обеспечить людей достаточной физической нагрузкой без угрозы инфицирования COVID-19, есть смысл создавать дополнительные парковые зоны ближе к домам людей. Сколько в Одессе полуразрушенных площадок, заброшенных строек, и просто участков земли, на которых годами скапливается мусор и проводят досуг различные маргинальные личности? Вложив не так много сил и денег в их благоустройство, городская власть может подарить жителям Одессы десятки новых рекреационных зон.

Хотя пока одесситам приходится создавать себе потенциальные зелёные уголки самостоятельно. Так, к примеру, произошло с парком Энтузиастов в Суворовском районе. Собственно, само название появилось исключительно благодаря энтузиазму, терпению и активности местных жителей. Но однозначно их победа в длительной борьбе за парк может стать примером, когда горожане добиваются от городских властей элементарно необходимых и очень важных решений. Поэтому хочется верить, что одесситам удастся добиться и создания велоинфраструктуры, полезной в абсолютно всех смыслах этого слова. А что для этого надо и как одесские велосипедисты стараются менять Одессу мы расскажем в следующем материале.