Document
История стюардессы: о работе мечты и ковидной ловушке на островах

Уже несколько месяцев небольшой экипаж из Одессы не может покинуть далёкие острова в районе западного побережья Африки. Всё это из-за той же пандемии и введённого карантина. Хотя, пожалуй, с местом, в котором застрял самолёт, команде повезло. Поговорили со стюардессой Александрой о том, как становятся бортпроводниками и чем занимается экипаж, попавший в ловушку.  
 


Помните фильм «Изгой» с Том Хэнксом, персонаж которого в результате аварии оказывается на необитаемом острове посреди огромного океана без единой надежды вернуться обратно домой? Похожая, пусть и не настолько безнадёжная ситуация постигла и одесситку Александру. Она не обо всём может говорить откровенно, но кое-что мы всё же узнали. Девушка, работающая стюардессой в одесской авиакомпании бизнес-перевозок, вот уже четыре месяца находится на островах Сан-Томе и Принсипи, расположенных в экваториальной Атлантике, что в 300 километрах от побережья Габона. Среди гористых лесов, потухших вулканов, высоких пальм, и белоснежного побережья Гвинейского залива, команда Александры сильно отличается от местного креольского населения. Как минимум одним тем, что одесситы – единственные, у кого на острове есть самолёт.
 

Самолёт, на котором я работаю, небольшой. Салон рассчитан всего на 35 человек. Но так как все материковые аэропорты в Африке закрыты, а пассажирские полёты между островами запрещены, то мы единственные здесь, кто летает. Именно мы перевозим заразившихся людей в больницы на материк, а также доставляем необходимые лекарства, да и самих врачей в случае необходимости. Ситуация, конечно, странная. Мы и улететь не можем отсюда, и в то же время нас не отпускают местные.

Александра начала работать стюардессой двенадцать лет назад в небольшой, уже закрывшейся, авиакомпании «Таврия». Первый её рейс был в турецкий Стамбул. После этого девушка поняла, что оказалась в своей стихии и нашла любимую работу. Несколько раз она меняла авиакомпании, пока не остановилась на нынешней. Но вот само слово «стюардесса» Саша недолюбливает, предпочитая говорить бортпроводник. 
 

Для того, чтобы стать бортпроводником, нужно сначала устроиться в авиакомпанию. Для этого нужно пройти собеседование и медицинское обследование. Если всё в полном порядке, то далее необходимо окончить трёхмесячные курсы по обучению на бортпроводника. Неважно, какая украинская авиакомпания взяла вас на работу, курсы всё равно придётся проходить в Киеве. Только там есть необходимый центр обучения при Национальной лётной академии. Можно, конечно, окончить курсы стюардесс и без привязки к какой-либо компании. Стоит это порядка 10-15 тысяч гривен. Но как по мне, это бесполезно. Так как на курсах от авиакомпаний вас уже готовят под определённый тип самолета, на котором вы будете летать. При этом, как ни крути, а раз в год всё равно приходится идти на курсы повышения квалификации.

Как правило, на пассажирских рейсах на 30 человек ставят одного бортпроводника. При этом, помимо общих международных, у каждой авиакомпании могут быть собственные требования к стюардессам. Это касается и внешних данных, и возраста, и многих других мелочей.
 

В некоторых авиакомпаниях пишут, например, что рост девушки-бортпроводника должен быть не ниже 160 сантиметров, чтобы иметь возможность легко доставать до багажных полок. Я вот не высокая, но наш бизнес-джет – очень маленький самолет. Поставили бы сюда девушку с ростом от 180 сантиметров и выше, и она стояла бы весь полет сгорбившись. Или, допустим, некоторые компании требуют от соискательниц высшее образование.

Одна из особенностей работы в воздухе заключается в том, что бортпроводники не получают ежемесячную фиксированную зарплату. Она варьируется и состоит из двух частей – ставка и налёт. Налёт – это количество часов, которое стюардесса проводит на борту самолета. И именно он может быть разным каждый месяц, но тем не менее являться основной частью зарплаты. Вдобавок, есть ещё и суточные – деньги, которые выдаются авиакомпанией, если члены экипажа остаются в какой-либо стране на день или больше в перерыве между рейсами туда и обратно. Если зарубежные авиакомпании не скрывают, что их бортпроводники зарабатывают в среднем около двух тысяч долларов, то зарплата стюардесс, например, в МАУ является коммерческой тайной, которую представители компании не обнародуют. Александра рассказывает, что пыталась устроиться на работу в МАУ, но так и не смогла узнать, какой средний заработок получают их стюардессы. Тем не менее, Саша нашла подходящую авиакомпанию, научилась получать удовольствие от отсутствия нормального для обычных людей графика и работу свою любит. Более того, считает, что в небе безопаснее, чем на суше. 

Я не могу сказать, что бортпроводники – сильно суеверные люди. Но лишний раз гневить боженьку тоже никто не решается. Хотя я не видела, чтобы кто-то развешивал бы по всему самолёту иконы со Святым Николаем. Однако есть у нас и свои фишки. Так, ни я, ни все мои знакомые бортпроводники не рискнут шить накануне полёта. Также уже очень давно никто из нас не использует в речи слово последний, заменяя его на крайний.

В связи с мировой пандемией, а потом и строгим карантином, нарушившими привычный образ жизни практически всего человечества, авиакомпании переживают не самые лучшие времена. И только сейчас понемногу происходит процесс расконсервации аэропортов и возобновление рейсов авиакомпаний. Несмотря на то, что уже несколько месяцев Александра живёт на далёких островах, она всё же надеется на то, что все бортпроводники в скором времени вернутся на свои рабочие места.
 

Так как международные требования никуда не делись, то авиакомпании не смогут уменьшить в целях возможной экономии количество сотрудников во время осуществления рейса. По-прежнему на 30 человек будет нужен как минимум один бортпроводник. И так далее. Я лишь надеюсь, что всё это заработает как можно скорее. Аэропорты начнут работать как и прежде. Ну и я смогу, наконец-то, вернуться домой в Одессу. Потому что, хоть мне и чертовски нравится моя профессия, но о том, чтобы застрять в такой дали от дома, я конечно не думала.

И пока во всём мире решают проблему коронавируса, карантина, возобновления авиасообщения и хоть какого-то передвижения по миру, маленький экипаж из Одессы ждёт новостей на островах возле западного побережья Африки.