Document
Как в разные времена Одессу меняли и что из этого вышло

Во все времена городам приходилось подстраиваться под время и своих людей: что-то терять, что-то приобретать. Где-то виной войны и стихии, а вот на Одессу сначала повлияла радикальная смена власти со своими перегибами, а потом обычный человеческий фактор, который совсем не повод для гордости.


С самых первых дней своего существования Одесса постоянно видоизменялась. Вместо двухэтажных скромных домиков вырастали нарядные особнячки, доходные дома и даже немного дворцы. Свой расцвет город отпраздновал на рубеже XIX и XX веков – тогда Екатерининская площадь вошла в списки красивейших площадей Европы, Николай Шустов удивил своим коньяком французов, а в Александровском парке проходили потрясающего размаха Всемирные выставки – не хуже, чем в Париже. Одесса была городом многих национальностей, религий и архитектурных направлений. Но Первая Мировая война и революция 1917 года сделали своё дело – одни из города массово бежали, а других коснулись репрессии и насильный вывоз. Одесса начала терять своих людей – им на смену приходили те, кому само имя города ни о чём не говорило. Но многое из того, что в нём находилось страшно мешало.

 

Так, в 30-е годы новая власть решила победить религию. Метод выбрали простой – разрушение церквей всех конфессий. Очень не понравился «советам» роскошный Спасо-Преображенский собор работы выдающегося архитектора Фраполли. И в 1932 году из него вынесли колокола и всё сколько-нибудь ценное, вплоть до мраморных плит. А спустя четыре года его решили и вовсе снести «как не представляющий архитектурной ценности». На месте собора разбили куда более ценные клумбу, памятник Ленину и Сталину, городской туалет. И только силами Владимира Филатова на этом месте в память о соборе появился фонтан. Каким-то чудом здание восстановили, и сейчас он и не выглядит разрушающим общую картину новоделом. Но это скорее исключение, чем правило.

Так, Александровский проспект в те же годы потерял свою архитектурную доминанту – Покровскую церковь. Именно на её колокольне появились первые городские часы. Но церковь снесли, а из её камней на этом месте построили школу. От прошлого сохранилось только название переулка и трёхэтажное здание доходного дома. Именно его, кстати, недавно «ремонтировали» при помощи лома и кувалды. Какие-то похожие методы борьбы с тем, что не по вкусу. Но тут хотя бы построили школу. 

 

А взять, к примеру, Михайловскую церковь на улице Маразлиевской. В 1931 году её снесли, чтобы освободить место под постройку дома работников НКВД. Надо же было таким важным людям после тяжелого рабочего дня отдыхать в хороших условиях и, например, с видом на парк. Тогда это конструктивистское здание стало одним из первых новостроев, а церковь Архангело-Михайловская, созданная в стиле классицизма по проекту Георга Торичелли, осталась только на картинках.

Потерян и главный католический костёл города – церковь святого Климента. Построена она была в редком для Одессы стиле неоготики в 1906 году напротив Сенной площади, нынешнего сквера Георгия Гамова. Костёл вмещал до четырёх тысяч человек, а вместе с ним открыли приют для малоимущих и выстроили дом пастора. В те же 30-е костёл уничтожили, а на его месте построили два жилых дома. Единственное, что уцелело от готического церковного комплекса – дом пастора. В нем теперь и размещается небольшой католический молельный дом.

 

Синагогу на Еврейской не разрушили, как и Кирху. Но в них устроили спортивные залы – там пионеры играли в пионербол и сдавали нормативы по прыжкам и отжиманиям. Сейчас это снова действующие церкви, но пережили они немало. А вот в разрушающемся здании Бродской синагоги до сих пор хранят архивные документы.  

 

Или, например, знакомый одесситам скверик на пересечении Тираспольской и Старопортофранковской. Там когда-то находилась одна из самых необычных церквей Одессы – Мещанская. Выстроенная из тесанного ракушечника, она входила в комплекс мещанской управы. Сегодня от него уцелело только здание приюта – в необычном здании с тремя стрельчатыми арками сейчас находится библиотека. В 2016 году появились идеи восстановить разрушенную церковь, но дальше проекта и временной часовни дело не пошло.

А потом началась Вторая Мировая война. И уничтожены были не только церкви. Так, на Маразлиевской стоял роскошный доходный дом. Сначала здание, оснащённое электричеством и лифтом, облюбовало для себя любимых НКВД, а в период оккупации Одессы там разместилась румынская комендатура. 22 октября 1941 года подпольщики взорвали здание, и это послужило поводом для жесточайшей расправы с обычными одесситами. Но это уже другая история. А на этом месте сейчас находится Мореходный колледж технического флота. Впрочем, война никого и ничего не щадит и многое потеряла Одесса за те годы, но у подобных разрушений есть жуткая, но всё же причина.

А вот у третьей волны разрушений, начавшейся в 1991 году и продолжающейся до сих пор, достойной причины нет. От старости упала одна из важнейших синагог города – «Нахлас Элиэзер». Она находилась в районе Пересыпского и была единственной действующей в советское время. При ней работала единственная на Юге Украина мацепекарня. Но, к сожалению, здание постепенно ветшало, а средства на ремонт у общины не былою В 1992 году центральная часть здания обвалилась, и история этой синагоги закончилась.

А потом понеслось – одни здания разрушаются от неухоженности, а другим помогают городские власти. Массонский дом и дача Докса, практически вся линия Французского бульвара и полностью всё Гагаринское Плато, под ударом Приморский бульвар. Ну а если памятник архитектуры слишком крепко стоит, на него нещадно цепляют нелепые балконы и мансарды. Одесса теряет свою уникальность и такими темпами те дворцы и особняки, которыми мы ещё любуемся, будут стёрты из памяти следующих поколений, как и те, которые мы сейчас помним лишь благодаря открыткам.