Document
Как строительный бизнес лишает одесситов шансов на комфортную жизнь

Строительство всегда было важной составляющей жизни Одессы – город, фактически выстроенный с ноля, обновлялся с регулярным постоянством. Но в последнее время этот процесс, кажется, перестал быть контролируемым, а застройка приводит не к улучшению общей картины, но к ухудшению качества жизни одесситов. Рассказываем на примере Ланжерона.  
 


В позапрошлом столетии здесь находилась дача графа Ланжерона. В прошлом столетии на сформировавшийся уже пляж ходила конка, а купальни становились всё популярнее у одесситов. Сегодня Ланжерон понемногу превращается в один сплошной бизнес, а вот комфорт горожан пока далеко не на первом месте. 
 

История Ланжерона ведёт своё начало с первых десятилетий XIX века. Тогда в районе будущего пляжа граф Ланжерон обустроил себе дачу, а в 1830 году по проекту архитектора Франца Боффо была выстроена знакомая нам сегодня парадная арка. На склонах высаживали деревья, а само побережье было достаточно популярным для морских прогулок. Со временем прижилось названием Ланжерон, а сама местность превратилась фактически в первый естественный пляж Одессы. Там же были открыты купальни, которые выглядели весьма своеобразно, но пользовались большой популярностью. Кроме этого, была оформлена танцплощадка и открыт буфет. С 1912 года к самой арке подъезжал трамвай, но оползень 1918 года стал доказательством того, что к прибрежной части города стоит относиться деликатнее.
 

Первая реконструкция Ланжерона прошла в 1930 году – тогда появились известные нам «Два шара». А ещё побережье украсили модными тогда гипсовыми фигурами. Но спустя 20 лет побережье решили снова укрепить и в результате Ланжерон стал частью одного большого комплекса берегоукрепления Одессы. Тогда же появились первые искусственные песчаные пляжи вместо традиционных камней и плит. А с 1970-х годов на Ланжероне швартовались прогулочные катера, курсирующие по маршруту «Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия», причём не только летом. Но в 2003 году с этим своеобразным городским видом транспорта попрощались и возобновлять его работу городские власти не планируют. 
 

Но с того времени всё больше внимания уделяется не комфорту горожан, а застройке побережья с целью привлечению туристов. Собственно, по словам представителя строительной компании Алексея Кулика, квартиры в новостроях – это бизнес не только застройщиков, но и тех, кто занимается сдачей квартир в аренду. И, выходит, что и городские власти, и строительные компании не очень переживают из-за транспортных коллапсов и в целом из-за отсутствия инфраструктуры, потому как рассчитывают на приезжих, которые к первому приспособятся, а наличие школ, садов, больниц и хороших дорог для них не в приоритете. Поэтому всё внимание к тому, как построить так, чтобы точно продать. В результате в таких домах «рождаются» смарт-квартиры, пользующиеся популярностью либо у приехавших на отдохнуть на море, либо в качестве временного жилья.

 

Так, к примеру, по документам между дельфинарием и «М1 club hotel» идёт строительство «оздоровительного центра водных видов спорта». Хотя ещё осенью 2020 года появилась информация о строительстве ЖК «M1 CLUB APARTAMENTS». И реклама продажи от квартир площадью от 23 квадратных метров. Застройщиком выступает фирма ООО «СПС-Риэлти», у которой, по словам начальника городского ГАСКа Александра Авдеева, есть полный пакет документов, правда не на жилье. Это известная уловка застройщиков. С ноября 2010-го года компании принадлежит здание площадью – 740 квадратных метров по адресу пляж Ланжерон, 1. 
 

Ожидает своей очереди и часть побережья от дельфинария до тех самых «Двух шаров». Учредителям дельфинария «Немо» ещё осень 2019 года выделили 55 соток земли. Проект ООО «Аваланс» согласовала земельная комиссия. Теперь участки земли под зданиями по адресам, улица Веры Инбер, 1/4 и 1/5, Черноморская, 33 и пляж Ланжерон, 1/1 уйдут под «строительство, благоустройство и расширение набережной». Вот только неизвестно, какую часть территории отведут под коммерческие объекты и сколько квадратным метров набережной останется свободной для всех отдыхающих.
 

Но, пожалуй, одна из главных проблем такой застройки заключается в том, что своеобразный вклад в развитие города делается достаточно однобоко, а вопрос комфортной жизни горожан и вовсе не поднимается. Пока на берегу моря растут многоэтажки, исторический центр становится всё менее привлекательным, а местами даже опасным из-за падающих лепнины, карнизов и даже целых фасадных стен. Городу не хватает парков и скверов, но даже на месте существующих постепенно появляются новострои. Параллельно с их ростом увеличивается и количество транспортных проблем. И выходит, что пока департамент культуры и туризма предлагает рекламировать Одессу, как город круглогодичного туризма, а департамент архитектуры и градостроительства поощряет к строительству, одесситы сталкиваются всё с большим количеством проблем. И всё реже кто-то называет Одессу городом комфортным для жизни.