Document
Как сделать Дерибасовскую привлекательной: советы одесскому мэру

Недавно мэр Одессы Геннадий Труханов велел навести порядок на Дерибасовской. Но что именно может помочь улице вернуть свой статус «Королевы всех улиц мира сего»? На наши вопросы ответили урбанист Александр Горенюк, краевед и гид Александр Бабич и архитектор Мария Янушкевич. Оказывается, всё сложно, но не критично.


У каждого города есть свой центр, в центре – особые достопримечательности. У туристического города, а именно так мы позиционируем Одессу, центр однозначно должен выглядеть эффектно. Но в нашем случае эффект вроде и есть, но совсем не тот. По этой причине на заседании исполкома мэр Одессы заявил, что пора привести Дерибасовскую в порядок:

Опять вернулись кони, змеи, птицы и всё вот это, уличная торговля усилилась. Я прошу создать мониторинговую группу, включить в неё патрульную полицию и немедленно выдвинуться на место, изучить ситуацию, принять меры.

С одной стороны, решение нужное. Но проблем на Дерибасовской куда больше, чем кажется на первый взгляд. Мы задали несколько вопросов урбанисту Александру Горенюку.

- Что на Дерибасовской абсолютно лишнее?

 

- Аттракционы, эксплуатируемые животные и вся эта неупорядоченная торговая вакханалия. Центральная пешеходная улица Одессы, к сожалению, сейчас не соответствует стандартам лучших туристических городов. Причина простая — на Дерибасовской нам часто предлагают маргинальный досуг. Маргинальный досуг порождает маргинальный тип поведения. Не хочу видеть Одессу маргинальной. Это культурная столица. И досуг здесь тоже должен быть соответствующий.

 

- Чего совершенно точно не хватает главной улице города?

 

- Там совершенно не хватает структуры. На порядочной благоустроенной улице за границей уличное пространство структурировано: вот тротуар, вот дорога для машин, вот дорога для велосипедов, вот пешеходный переход, вот зона для уличных кафе и так далее. Всё пространство подчиняется структуре. Эту структуру пешеходы воспринимают как порядок. Когда его нет, нормальный человек испытывает чувство раздражения. Вот мы же любим порядок на рабочем столе, когда все предметы сложены аккуратно и ничего не валяется. Так же должно быть и на улице.
 

Дерибасовская – улица хаоса. У нас много таких улиц, но именно в центре — кульминация. Если мы говорим о том, чего там не хватает, то там не хватает порядка, стандартов.


Возьмём, к примеру, кафе на Дерибасовской. Я не против летних террас. Все мы любим поужинать на свежем воздухе летом. Но террасы ресторанов должны быть обустроены в соответствии с правилами. И правила должны быть одинаковыми для всех. Сейчас одно кафе поставило два столика перед входом – это ок. Но другое возьмёт и заставит диванами половину Горсада. Это глупо, некрасиво, небезопасно и нечестно. Нужно разработать правила и придерживаться их.

- Что можно изменить на Дерибасовской быстро и к лучшему? 

 

- Можно быстро разработать свод правил для летних площадок кафе и ресторанов. У одесских урбанистов уже есть наработки в этой сфере. Нужно закончить, оформить это в документ и утвердить. Я уверен, это можно сделать максимум за один месяц.


В целом, пешеходную Дерибасовскую нужно продлить до Пушкинской. Это разгрузит пешеходные потоки, позволит упорядочить уличную парковку, сделает улицу более привлекательной. Пока Дерибасовская расценивается не как улица, а как квартал. Потому что все ходят только по текущей пешеходной части, а дальше сворачивают на Екатерининскую.


Нужно убрать подземный пешеходный переход на пересечении Дерибасовской и Преображенской. Во-первых, он не безопасный. Во-вторых, это улучшит связь пешеходной улицы с той частью центра. В результате, мы сможем получить более разнообразные сценарии пешеходных маршрутов.


Было бы здорово усилить роль Пассажа. Это восхитительное место. Но его потенциал практически не раскрыт. За этот год в «Лавке художника» (в Пассаже) открылось хорошее, неформатное заведение. Такие предприятия генерируют дополнительный пешеходный трафик и предлагают нетипичный контент. Надо поддерживать предпринимателей, которые стремятся предложить нестандартные решения. Не очередное кафе с суши, пиццей и кальяном, а что-то свежее.

 

- Какие перспективы есть у главной улицы города? Или её назначение – это рестораны и кафе?

 

- Нет ничего плохого в ресторанах и кафе. Общепит и торговля — абсолютно нормальная функция для центральных пешеходных улиц больших городов. Нужно разработать проект, упорядочить пространство, обеспечить комфортные места для отдыха, убрать несанкционированную торговлю, эксплуатируемых животных и маргинальный досуг. Всё это реально сделать за один год. Для этого нужен общественный запрос, дискуссия, политическая воля, профессиональные архитекторы и качественный подрядчик.

 

В этой цепочке у нас есть всё, кроме политической воли.

 

Если Одесса не будет меняться, мы перестанем быть интересны туристам. Они просто устали от однотипного отдыха. Пора что-то изобретать, удивлять, меняться, развиваться и, в конце концов, показать всем пример. Я знаю, мы сможем.

Но пока мы имеем то, что имеем. И на данный момент Дерибасовская больше напоминает пляжную Затоку, нежели центр туристического европейского города. Для сравнения предлагаем несколько фотографий.

Фото: Александр Горенюк

На сегодняшний день большинство одесситов недовольно существующим порядком на Дерибасовской. Да, по ней гуляют туристы. Но центр у нас не такой большой и вряд ли это именно то, что произведёт незабываемое впечатление в хорошем смысле этого слова. 

 

Экскурсовод Александр Бабич по многолетнему опыту знает, что именно катастрофически понижает уровень приятных ощущений:

В первую очередь, это присутствие замученных животных и даже их фекалии, которые не всегда вовремя убирают. Второе – это слишком громкие и многочисленные уличные музыканты. Если это какой-то джаз или скрипка, то пожалуйста. Но когда это сопровождается какофонией какой-то ударной установки или хрипящими колонками, и они мешают друг другу, это всё невыносимо. И мне как гиду в таких условиях тяжело проводить экскурсии, потому, что это всё нужно перекрикивать.

Перекричав музыкантов, гиды сталкиваются со следующей проблемой – хаотичные летние площадки ресторанов и кафе. Компании в несколько человек пройти по тротуарам очень сложно, а провести большую туристическую группу так вообще невозможно. Но и это ещё не всё:

Ещё одна проблема – это мусор, особенно в нижней части Дерибасовской. Там мало уличного освещения и на лавочках очень загажено – вечно там сидят бухающие компании или спят бездомные. И ещё, простите, там справляют нужду, поэтому там очень сильно пахнет мочой. Если бы там мылось или, например, стоял общественный туалет, возможно эту проблему можно было бы решить. И самая глобальная проблема. Это архитектурная «недореставрированность». Взять хотя бы Пассаж – он удручает, а должен удивлять. Плюс громоздкие вывески с яркими светящимися надписями, которые слепят глаза и просто не вписываются в архитектурный ансамбль улицы

В общем, оказывается, что на минимальном уровне – а для Дерибасосвкой этот минимум уже стал бы прорывом – изменить главную улицу города в лучшую сторону не так сложно, как может показаться. Для этого нужна политическая воля и закон. И желание граждан влиять на городскую власть. Потому что всё это возможно. Архитектор Мария Янушкевич говорит о том, что для лучшего понимания, какой должна быть Дерибасовская, нужно сделать развёртку улицы:

В этом случае все улицы исторического центра вычерчиваются в полностью аутентичном, первозданном виде. То есть без рекламы, без балконов, обшитых вагонкой на памятниках архитектуры, без пристроек, без каких-то обшитых фасадов. Проблема ведь ещё в том, что у потребителей, коммерсантов и жильцов в почёте полная безвкусица. А у нас нет никакой законодательной базы, даже на уровне местного значения по уходу, обслуживанию внешнего вида исторического центра. Но, сделав развёртку, можно понемногу менять улицу и город в правильном направлении.