Document
Как сберечь памятники Одессы?

В Одессе регулярно атакуют памятники. Последней, от рук неизвестных, пострадала фигура Меркурия на здании горсовета. Мы заинтересовались судьбой скульптур, которые чаще всего попадают в поле зрения вандалов. Как с этим явлением жить и что можно предпринять читайте в материале «Лоции».


 

Украшение города — это не только красивые здания, зеленые парки, хорошие дороги, но и городская скульптура. Сделаны памятники, прежде всего для людей. И в этом заключается их главная проблема — хрупкие и не очень фигуры находятся в близкой доступности к человеку — до них легко дотянуться и очень просто залезть. И происходит подобное хулиганство по всему миру. В результате ценные исторические скульптуры стоят с оторванными пальцами, руками, хвостами, челюстями и тем, что ниже пояса, и ждут своей очереди на восстановление.

 

Мы обратили внимание, что на всем постсоветском пространстве любят временные решения. И, по мнению одесского архитектора Андрея Черненко, проблемы города, несмотря на 2018 год за окном, решаются в стиле латания дыр и «заливания зеленкой». А разговоры о долговременных решениях чаще всего ничем не заканчиваются. Долго и сложно изыскиваются средства на ремонты и реставрации, а проблемы изношенного культурного наследия как были, так, видимо, и будут.

 

 

Как спасают оригинальные памятники во всем мире, и что происходит в Одессе

 

Любые материалы, будь то бронза, мрамор или даже гранит с течением времени разрушаются. Кроме покушений вандалов, памятники страдают из-за погодных условий. Логичным выходом является постепенная замена экстерьерных памятников на копии с последующим переносом оригиналов в закрытые музейные помещения. Такая замена самых ценных экспонатов активно используется за рубежом — в Италии, Австрии, Великобритании, Франции и других европейских странах.

 

В Одессе чаще всего достается скульптурной композиции «Лаокоон и сыновья» — регулярно и целенаправленно отламываются пальцы, руки и то самое. Да и родители не прочь усадить своих детей даже на фигуры, лишь бы фото точно удалось — из-за чего хрупкий мрамор еще больше крошится от нагрузки. Скульптура может больше года находиться без «конечностей», потом ее реставрируют, как было в 2015, 2017, 2018 годах, но очень быстро что-нибудь снова отрывают.

 

Неравнодушные скульпторы и архитекторы неоднократно рекомендовали перенести Лаокоона в музей, а под открытое небо выставить копию из гипса или полимерного материала. Оригинал сделан из каррарского мрамора, а восстановленные фрагменты уже не соответствуют авторскому замыслу. Например, несложно заметить неестественный изгиб кистей у сыновей.

 

Конечно, идея замены оригинальной скульптуры копией может вызывать противоречивое отношение — ведь полимер не заменит каррарский мрамор. С другой стороны, произведения искусства из хрупкого мрамора реставрировать сложно. Приходится использовать арматуру, так как уже после первого повреждения скульптура теряет цельность и прочность конструкции. И при этом никто не знает, как скоро понадобится следующая реставрация.

 

 Например, львам у Воронцовского дворца пришлось долго стоять без хвостов и нижней челюсти. В 2015 году им повезло — началась реставрация в рамках предвыборной кампании одесского депутата. Но после открытия львы недолго простояли белоснежными — неизвестные быстро подрисовали глаза маркером.

 

Как правило, от вандалов страдают скульптуры, находящиеся в тактильной доступности. Представители общественности чаще всего говорят о возможности сохранения фигур с помощью дежурства нарядов полиции и камер видеонаблюдения. Но денег на это каждый раз не находится.

 

В рамках новейших технологий копирования используют 3D-принтеры и 3D-сканнеры. С их помощью можно воспроизвести скульптуру любой сложности. Но существуют и довольно простые и бюджетные решения. Достойное место среди технологий, по мнению экспертов, занимает литье из синтетических материалов. Полимеры имеют минимальную осадку, прочные и сравнительное недорогие. А при наличии отлитой формы, к тому же, упрощается изготовление новых фрагментов.

 

Этим летом пострадала фигура Меркурия на здании горсовета — неизвестные отломали мешочек с деньгами. Власти быстро заметили пропажу. Оперативно были изготовлены временные элементы, так как полноценное восстановление — длительный процесс.

 

Реставрацию разделяют на два важных этапа — исследование и исполнение. Исследование требуется чтобы правильно подобрать метод. И только после исследования можно приступать к выбору исполнителя.

 

Так, грифон возле Тещиного моста не бронзовый, а чугунный, и не представляет ценности для сдающих металлолом. Но, тем не менее, ему довелось пережить как минимум четыре серьезных повреждения. Левая лапа, кусок крыла — это оловянные реплики. А, если присмотреться, можно найти множество мелких латок. Например, в 2013 году пробоину заделали цементным раствором, армировали монтажной сеткой, покрыли эпоксидной смолой, а после покрасили. Грифон — тот редкий случай, когда рабочие уверены, что латка прослужит долго.

 

Почему культурное наследие важно

 

Одесситы с энтузиазмом воспринимают появление новых скульптур в городе. Даже такие проекты подают на Общественный бюджет Одессы 2019 года:

Арт-объект «Улыбка». Бюджет проекта: 489 000 грн.

Арт-объект «Морской ангел». Бюджет проекта: 482 000 грн.

 

Не будем говорить об абстрактном. Значительно важнее наличие архитектурного ансамбля, самобытности и того, что мы оставим будущему поколению. Но отметим, что внешний вид и репутация Одессы, которыми все еще можно гордиться, влияют на социальный статус приезжих и интенсивность наполнения бюджета.

Что вы считаете главным в процессе реставрации?
сохранить подлинность авторского замысла
замедлить разрушение
обеспечить безопасность
только музеефикация
Похожие Теги: архитектура скульптура
Поделиться:

Похожие материалы