Document
Как помочь своему подростку: полезные советы психолога

Украина входит в топ-стран по количество самоубийств в год, и всё чаще жертвами суицидов становятся совсем молодые люди. Мы поговорили с одесским психологом Катериной Чудненко о том, как помочь подростку и не довести ситуацию до крайности.
 


Проблема ментального здоровья в мире становится всё более актуальной. Несмотря на успехи некоторых стран в предупреждении суицидов, проблема далека от решения. Каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство, больше половины которых совершают люди моложе 45 лет. А среди молодёжи смерть от суицида занимает второе место после смертей в ДТП. Разбираемся, как помочь своему подростку.
 

- Что вообще может подтолкнуть подростка к попытке самоубийства? 

 

- Подростковый возраст – это период глобальных изменений в человеке на всех уровнях: физиологическом, когнитивном, эмоциональном. Старые привычки и представления о мире теряют свою актуальность, жизнь бросает новые вызовы. В психологии это называется нормативным кризисом. А любой кризис, как правило, переживается очень сложно, так как собственных ресурсов у человека в такой период часто не хватает.

 

Сам по себе кризис не опасен, но слово «ресурс» здесь ключевое. Хорошая новость в том, что, если у подростка хватает ресурсов/поддержки для того, чтобы прожить этот непростой период, любые риски уменьшаются значительно, а иногда и сводятся к нулю. Плохая новость в том, что, если в зоне ресурсов возникают проблемы, это может послужить одним из опасных факторов. Поэтому именно подростки относятся к группе суицидального риска.

 

- Существует ли критический возраст, когда подростки наиболее уязвимы психологически?

 

- Я бы назвала весь подростковый  период «зоной повышенной турбулентности», причём хорошо бы помнить, что человек возраста 18-20 лет иногда может всё ещё переживать поздний подростковый кризис. Несмотря на совершеннолетние и завершённое половое созревание.
 

- Что насчёт буллинга и моббинга, то есть агрессии со стороны сверстников и учителей? Часто говорят, что дети могут быть более жестокими, чем взрослые. Так откуда же берётся эта агрессия? 

 

- Думаю важно развенчивать миф, о том, что ребенок – это абсолютно доброе и полное любви существо.  В то же время, я бы не стала и называть детей жестокими. Как дети, так и подростки – это своеобразное увеличительное стекло взрослого мира. Всё, что просвечивается через него, становится больше и ярче. Например, если дома кто-то из старших высказался неодобрительно в отношении людей определенного цвета кожи/ национальности/внешних данных/и прочего, то ребёнок вместо слов может перейти к действиям. Детям свойственно ориентироваться на членов своей семьи, испытывать лояльность к их ценностям. То же свойственно и подросткам, но уже значительно меньше в отношении родителей, и гораздо больше в отношении сверстников. 

 

И тем, и другим критически важно быть принятыми системой, поэтому если школьные учителя или значимые сверстники высказываются неодобрительно об их однокласснике, может возникнуть ситуация травли.

 

У подростков и детей такие важные личные качества, как критическое мышление, эмпатия, контроль над импульсами, самонаблюдение и способность к взвешенному дифференцированному мышлению всё еще развиваются. Они не столько жестоки, сколько быстро учатся и стремятся «играть по правилам». А вот правила, которые исходят от окружающего мира, часто, к сожалению, полны насилия и несправедливости. Как с этим справится подросток, зависит от взрослых.

 

- Несколько лет назад родители были напуганы появлением различных групп в социальных сетях, в которых детей доводили до суицида. Способны ли соцсети влиять на детей настолько, чтобы довести до суицида?

 

- С одной стороны, соцсети – один из наименьших факторов риска. Дети уходят из жизни из-за личной боли и одиночества, иногда из-за нераспознанного вовремя и не пролеченного психического расстройства. Но «просто за компанию» или в угоду популярности ни один здоровый человек, даже если он ещё не взрослый, руки на себя не наложит. С другой стороны, пребывание ребёнка в группах подобного рода может свидетельствовать о том, что ему плохо и одиноко – и тогда это маркер, на который важно обратить внимание.  Но не причина суицида сама по себе.


Ранние признаки проблем в ментальном здоровье ребёнка, на которые следует обращать родителям и учителям:

- хроническая подавленность, вялость, апатия, сниженное настроение, особенно в утренние часы;- - ухудшение сна;
 

- ухудшение аппетита или резкие изменения в пищевом поведении;
 

- потеря интереса к привычным увлечениям и интересам;
 

- эмоциональная замкнутость;
 

- сложность концентрации внимания;
 

- самоповреждающее поведение;
 

- регулярные и скрываемые прогулы школы;
 

- повторяющиеся разговоры о суициде.
 

Теперь хотелось бы немного успокоить родителей. Во-первых, даже если вы обнаружили все вышеперечисленные признаки у своего ребенка, это ещё не означает, что он обязательно планирует совершить суицид. Как правило, всё это проходит как нормативный кризис и заканчиваются благополучно. Попробуйте доброжелательно поинтересоваться состоянием вашего ребёнка. Если тревога не спадает, обратитесь к специалисту.

Во-вторых, нормальный здоровый подростковый период часто сам по себе проходит сложно, и совершенно не обязательно влечёт за собой суицидальные мысли. Так, поведение подростка можно назвать нормативным, хотя и невероятно сложным, в рамках этого возрастного периода, если он: 

 

- стал очень резким и категоричным и размышляет в регистре «всё или ничего»;

 

- часто критикует старших, говорит, что «его все достало», «совсем от рук отбился»;

 

- стремится всё сделать по-своему, но при этом делать ничего не хочет;

 

- постоянно говорит о том, что и как он ненавидит;

 

- очень эмоционален – то кричит, то плачет, то просто «разговаривает» так, что это слышат соседи;

 

- максимально захламил свою комнату; 

 

- стал эмоционально отдаляться от родителей.

 

Но, когда я говорю «нормативным», это не значит, что с проблемным поведением подростка не нужно ничего делать, нельзя ставить ему рамки. Не только можно, но и нужно. Вот только важно делать это правильно.

12 верных способов ухудшить состояние ребёнка

- Обесценивать его чувства

 

Нельзя говорить ребёнку о том, что его злость/грусть/отвращение не имеют смысла/недопустимы/ неадекватны ситуации. Помните: даже взрослый человек может контролировать только своё поведение, а с чувствами всё намного сложнее.

 

- Называть его «ненормальным»

 

Посыл – «Ты ненормальный, иди лечись!» с большой долей вероятности эмоциональной устойчивости ни одному человеку не прибавит.

 

- Запугивать его

 

Рассказы о том, какие катастрофы готовит будущее, только увеличивают состояние дистресса. А его в жизни подростка и без этого хватает.

 

- Развивать перфекционизм

 

Нельзя заставлять приносить из школы только самые высокие оценки, отказывать в праве на ошибку и заставлять во всём и всегда быть первым.

 

- Протестовать против изменений
 

К сожалению, какие-то, возможно очень милые черты характера ребёнка останутся в прошлом, как только он начнёт превращаться в подростка. Вероятно, вы уже не будете для него «самой лучшими на свете мамой или папой», а станете просто живым человеком со своими достоинствами и недостатками. А до этого он будет подвергать сомнению ваш авторитет и критически переосмысливать всё, к чему он привык ранее. И это нормально. Протестуя против изменений подобного рода, вы запрещаете ребенку развиваться естественным для него образом, а это может иметь травматические последствия. 

- Требовать предельной открытости

 

Как следствие прошлого тезиса: если ребенку свойственно делится всеми своими переживаниями со взрослыми, то для подростка совершенно нормально стремиться к автономии и приватности. Требование противоположного будет усиливать внутренний конфликт и служить дополнительной нагрузкой.

 

- Использовать гиперконтроль

 

Возможно, вам будет спокойнее, если вы сможете в любой момент войти в личную переписку подростка/без стука войти в его комнату/знать, с кем он проводит время каждую минуту и о чём говорит с друзьями. Но здоровому психическому развитию ребёнка это вряд ли будет способствовать.

 

- Требовать эмоционального обслуживания

 

Как ребёнок, так и подросток не должны выполнять роль друзей и подруг, выслушивать переживания о ваших сложностях на работе, проблемах в личной жизни, страхах, разочарованиях и тревогах. Для них это непосильная и очень неравная нагрузка.

 

- Попрекать должным

 

Если вы скажете подростку о том, что «ничего его тут нет, и он должен быть благодарен вам за то, что вы его кормите-одеваете», он, вероятнее всего, услышит только одно: «у нет дома и он бесконечно одинок и беззащитен». 

 

- Высказываться с ненавистью о разных видах сексуальной ориентации

 

Я не призываю открыто выражать одобрение в пользу однополой любви, если это противоречит вашим принципам. Даже называть нормальным не призываю, если сама мысль о подобном вам возмутительна. Но постарайтесь хотя бы воздержаться от слов ненависти. Во-первых, вы не можете знать наверняка, какого подростка это коснётся, а какого нет – ни отсутствие манерности, ни наличие отношений с противоположным полом ещё ни о чем не говорят. Даже если подросток сам открыто выражает возмущение и ненависть в темах подобного рода, нельзя быть уверенным, что он в это время не испытывает жгучую ненависть к самому себе и не пытается, таким образом, себя переделать. Во-вторых, слова о том, как это омерзительно и ужасно гарантированно не остановят однополое влечение, если оно есть. В-третьих, подобные слова могут стать буквально убийственными, и что самое важное – убийственными внезапно, ещё до того, как станет понятно, в чём было дело.

 

- Считать депрессию признаком лени и слабоволия

 

Депрессия – это серьёзное и вполне реальное психическое расстройство, которое является, пожалуй, самым главным фактором риска суицида. Её лечат специалисты, а не трудотерапия.

 

- Отказываться от помощи специалистов

 

Миф о том, что психиатр или психолог будет «лечить несуществующие проблемы, поставит на учёт и залечит до состояния овоща» не только ошибочен, но и может стоить человеку жизни. Особенно если этот человек – подросток.

12 фраз, которые важно и нужно говорить своему ребёнку/подростку:

- «Все твои чувства нормальны и естественны» – вопросы могут быть только к форме их выражения: злиться можно, а вот бить людей/животных/портить чужие вещи от злости нельзя.

 

- «Ты – нормальный, с тобой всё в порядке» – даже, если в чем-то он сейчас и испытывает сложности.

 

- «Я верю в тебя и в твои возможности справляться с трудностями» – всегда и в любой ситуации.

 

- «Прежде всего ты должен быть собой, а не идеальной версией себя» – совершать ошибки это нормально.

 

- «Ты меняешься, становишься другим» – и это нормально.

 

- «Я всегда буду рада тебя выслушать» – при этом будьте готовы слушать с интересом, а не с целью перевоспитать и научить жизни. Но, вероятнее всего, будьте готовы, что делиться значимым переживаниями будут уже не с вами. У подростка для этого есть друзья. И это нормально.

 

- «Я уважаю твоё стремление к личному пространству и собственным секретам» – исключение составляют только факторы, угрожающие жизни и здоровью.

 

- «Твоей вины в моих личных проблемах нет» – меньше рассказывайте о ваших взрослых личных обидах на других людей, боли и тревогах. Для этого существуют партнёры, друзья и психологи. Но не дети.

 

- «Ты дома и дома тебя всегда будут любить, что бы ни произошло» – да, в доме есть правила общежития, нельзя всегда действовать только так, как хочется, потому что в нём живут другие люди, и важно учитывать интересы друг друга. Но этого и его дом, и он имеет в нём право голоса.

 

- «…» – ничего не говорите, если для вас вопросы однополых отношений это фактор большой личной неприязни. Лучше промолчать и потом уже с повзрослевшим человеком обсудить как вы не любите «этих» (если вам это так важно), чем потом с трагическим опозданием узнать, что ребёнок предпочёл умереть от стыда и отвращения к самому себе. тяжело

 

- «Грустить и быть печальным нормально» – но, если эти чувства длятся больше двух недель, если ему справиться с ними, гарнируйте, что найдёте для него поддержку.

 

- «Просить о помощи можно и нужно» – а обращаться и к психологу, и к психиатру не стыдно.

А все проблемы в принципе решаемы.