Document
Как одесские чиновники зарабатывают на людях с инвалидностью

На пляж для людей с инвалидностью в Одессе потратили 6 206 611 гривен. Вернее, такую сумму выплатил департамент финансов. А вот на его создание явно потратили в разы меньше. Цены, прописанные в сметах «неожиданно» становились заметно выше, а качество исполнения, судя по результату, значительно ниже. Но на эти «мелочи» никто из контролирующих органов внимания не обращал. Предлагаем вам оценить весь масштаб работы чиновников и посмотреть на «современный безбарьерный» пляж в стиле Одесского горсовета.


Уже несколько лет в Одессе работает городская программа «Равенство», направленная на уменьшение количества барьеров, мешающих людям с ограниченными физическими возможностями чувствовать себя полноценными членами общества. Но при этом в главном курортном городе страны на морском побережье так и не появилось не только специализированных площадок для отдыха и занятий спортом, но и не обустроены нормальные подъезды к набережным. Хотя избавиться от ненужных бордюров и сделать спуски ровными достаточно просто и недорого. Тем более, что только в Одессе инвалидность имеют почти 58 тысяч жителей, среди которых более трёх тысяч детей. Плюс наш город является рекреационной базой для всех украинцев с инвалидностью. Но попасть на море – это целое испытание.

Таким образом, вполне логично, что городская власть задумалась о создании современного инклюзивного пляжа. Ведь ни Ланжерон, ни Отрада, ни Дельфин не оснащены элементарными пандусами, не говоря уже о специальном плавательном инвентаре. Разве что в некоторых местах разрешили людям с инвалидностью на своих машинах подъезжать прямо к набережной. Но доступность для пляжей подразумевает не только безопасный спуск на песок, а и возможность добраться до воды, наличие адаптированных душа и туалета, шезлонгов и так далее.

Хотя формально в Одессе и так было два пляжа для людей с инвалидностью – в Лузановке и на 11-ой станции Большого Фонтана. Там установлены пандусы для спуска в воду и деревянные настилы на песке для передвижения на колясках, теневые навесы, кабинки с раздевалками и душем. Из года в год перед началом сезона их подлатывали, подкрашивали и чистили. Что называется, лучше чем ничего, но куда хуже возможного.

Пляж для людей с инвалидностью на 11-ой станции Большого Фонтана до реконструкции

И вот в 2018 году в рамках программы «Равенство» одесские власти решили создать современный инклюзивный пляж. Курировать работы назначили городской Департамент экологии – неожиданное решение, конечно, но уж как есть. Для разработки проекта пригласили фирму «Подводные профессионалы» и заплатили им из городского бюджета 155 тысяч гривен. Но так вышло, что этих денег не хватило на полноценную визуализацию, и в целом никто так и не увидел, каким именно будет новый пляж. Хотя в проекте и на словах выглядело обнадеживающе. Стоимость запроектированных работ и материалов составила шесть миллионов гривен, то есть по состоянию на 2019 год около двухсот пятидесяти тысяч долларов. Был объявлен тендер на проведение работ, и достаточно предсказуемо его выиграли всё те же «Подводные профессионалы». По одесской традиции, строительство решили начать просто в разгар курортного сезона.

«Современный инклюзивный пляж» открыли в августе прошлого года. Но, так сказать, торжественной обстановки не вышло – люди, для которых создавался пляж остались в полном недоумении. Потому как ожидание и реальность не совпали практически по всем параметрам. В преддверие нового курортного сезона мы решили разобраться, на что же были потрачены шесть миллионов гривен и насколько новый инклюзивный пляж соответствует существующим нормам. Итак, что мы имеем. Или не имеем.

Подъезд к набережной и специальное место для парковки

Подъезд к набережной как бы есть, но с учётом того, что, летом вся эта дорога используется в качестве парковки огромного количества отдыхающих на фонтанских пляжах, то его как бы нет. А добраться до моря люди с инвалидностью могут либо на личном автотранспорте, либо на организованном соцслужбами автобусе. То есть проехать по настолько узкой дороге, с припаркованными на ней машинами, очень проблематично. А парковка для транспорта людей с инвалидностью просто отсутствует. И почему департамент экологии и «Подводные профессионалы» не смогли включить её в свой проект – непонятно.

Наличие туалета и медпункта

Туалеты на пляжах Фонтана – это отдельная беда, их либо уже нет, либо они в аварийном состоянии. Канализация в этой части города не проведена – издавна используются выгребные ямы, за состоянием которых давно уже никто не следит. Поэтому, конечно, туалет был просто необходим. И он появился – специальный, оборудованный дополнительными поручнями и возможностью заезда на инвалидной коляске. Отлично, но что делать родственникам и друзьям, сопровождающих людей с инвалидностью, и просто отдыхающим на пляже? Ведь это не для них построили инклюзивный туалет.

 

Неужели, проведя водопровод и канализацию, никому не пришло в голову, что помещение в 10 квадратных метров всего с двумя кабинками, именуемое туалетом – это ничто для побережья. И уже в сезон за возможность посетить его начнут разгораться скандалы. Хотя, как минимум этой проблемы можно было легко избежать. Та же история с медпунктом по соседству: он и до «реконструкции» был маленьким, а теперь его размер уменьшили до восьми квадратных метров. То есть как там должны разместиться врач, человек на инвалидной коляске, кушетка, стол, стул и всё остальное необходимое оборудование неясно.

Специальное оборудование для инклюзивного пляжа

К сожалению, пляжное оборудование не напоминает ни современное, ни даже новое. Тот же бетонный спуск, те же барачного типа теневые навесы из дешевого китайского синтетического тента, дощатый настил и непрактичные и неэстетичные душевые кабинки, которые заодно должны выполнять роль раздевалок. Открытых и легкодоступных душевых нет. Более того, все материалы явно выглядят очень уставшими – это при том, что открыт пляж был меньше года назад, а осень, зима и весна в Одессе были даже для юга на удивление мягкими. Так что точно ли они новые, остаётся под вопросом.

Хотя есть и кое-что новое. Например, пандус, ведущий в море, который установят ближе к лету. А ещё с выдумкой «Подводные профессионалы» подошли к «художественной» росписи пирса и части опорной стены – на всю, видно, краски и полёта фантазии не хватило. Но лучше же, чем ничего? Также прямо на песке залили бетонную площадку для занятия физическими упражнениями и закупили штанги, гантели и даже машину Смита. Зона свободных весов, конечно, дело очень нужное и полезное. Правда, пока мы не дошли до момента, как человеку с инвалидностью всё же до моря добраться, но это другой вопрос. А вот лидером нашего топа заслуженно становится «альтернатива» прорезиненному покрытию, обеспечивающее безопасность и устойчивость для оборудования. «Подводные профессионалы» не стали заморачиваться, а просто положили линолеум. Линолеум на инклюзивном пляже.

Наружное освещение

 

 

 

Вот здесь «Подводные профессионалы» превзошли себя. На набережной пляжа для людей с инвалидностью, прямо на подпорной стене, были установлены пять высоких современных металлических опор, чтобы даже ночью здесь было светло как днём. И на них, в отличие от всего остального, показанного выше, не повлияла «агрессивная морская среда» – даже краска на месте. Ну что ж, похвально. Вот только эти опоры освещения установили с переплатой в 65 192 гривен. 

А вот о чём «забыли» при создании инклюзивного пляжа

Итак, выделенной парковки для людей с инвалидностью нет. Социальных работников, помогающих добраться до самого пляжа, не предусмотрено. Кроме этого, пляж «забыли» оборудовать специальными пляжными колясками, без которых не обходится ни один инклюзивный пляж в мире. Они позволяют передвигаться по песку без деревянных настилов и купаться в море. Впрочем, сэкономили даже на обычных колясках. То есть, не имея с собой личной коляски, можно разве что посидеть в машине – до моря не добраться. И выходит, что на современном инклюзивном пляже для людей с инвалидностью нет нормального проезда, парковки, колясок для транзита, плавательного инвентаря, соцработников. Зато есть машина Смита, гантели и … пять фонарей с неподведённым электричеством, призванных освещать пляж и набережную.

Возможно на все, перечисленные нами недочёты, можно было бы махнуть рукой и отделаться дежурным «хотели как лучше, получилось как всегда». Особенно на фоне тех повседневных проблем, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью в Одессе. Но нет. В этом случае явно не хотели как лучше.

Даже не имея возможности ознакомиться с проектом, который особо не показывают даже по запросу, а только с тендерной сметой и копиями некоторых актов выполненных работ, и осмотрев только ту часть реконструированного пляжа, которую не вывезли на зимнюю консервацию, становится ясно, что задача сделать хорошо перед городскими властями, департаментом экологии и фирмой «Подводные профессионалы» даже не стояла. Притом, что перечисленные нами проблемы, лишь капля в море, список с лёгкостью можно продолжить. А теперь по поводу финансовых игр.

 

В 2019 году двери для туалета и медпункта обошлись городу в 7 589,9 гривен (здесь и дальше цены указаны с НДС) за штуку. В проекте они предполагались быть из специального нержавеющего материала, подходящего для контакта с морским воздухом. В реальности же мы имеем обычные дешёвые двери, которые уже сейчас выглядят не лучшим образом.

По тендерному предложению «Подводные профессионалы» обязались установить настил из террасной доски. Её применение на пляжах экономически обосновано и выгодно: покрытие может служить много лет. Террасная доска практически не требуют ухода – она не впитывает воду, по ней можно спокойно ходить босиком, и она безопасна. Но мы видим обычные доски, которые уже слоятся и трескаются, покрываясь зазубринами. За установку этого «современного настила», который уже можно менять, город заплатил по 1042 гривны за квадратный метр.

За пандус из городского бюджета ушло 786 350 гривен! Хотя есть факт – 10 мая «Подводные профессионалы» прописали в договоре сумму в 226 160 гривен. А уже 24 мая счёт за тот же самый пандус вырос на 560 190 гривен. Причину фирма не объяснила, а департамент экологии и не поинтересовался. И департамент аналитики и контроля, проверяющий финансовые соответствия, тоже не поинтересовался.

Прошло чуть больше полугода с момента реконструкции пляжа, а уже половина металлоконструкций покрылась ржавчиной, деревянный настил потрескался, а бетонный спуск к песку покрылся выбоинами. И что интересно, за документальное подтверждение соответствия выполненных работ проекту и строительным нормам департамент экологии дополнительно доплатил 77 000 гривен ФОП Марченко (то есть надзор за качеством независимого строительного эксперта) и 11 700 гривен ООО «Подводные профессионалы» за соответствие проекта с результатом (то есть за авторский надзор).

Но КП «Побережье», оценив полученный результат, отказалось принимать новый инклюзивный пляж на свой баланс. В ответ на замечания представитель заказчика от городской власти, директор департамента экологии Валентина Дацюк пожаловалась, что среди их сотрудников нет соответствующих строительных специалистов. А привлечённые эксперты из управления капитального строительства, департамента аналитики и контроля и финансового департамента никаких нарушений не выявили. Действительно, какие нарушения? То есть одесские чиновники из разных департаментов по очереди приходили смотреть на линолеум, крошечный медпункт, отсутствие парковки, на завышенные цены и всё остальное, и ничего совершенно их не смутило.

 

А раз замечаний нет, то департамент финансов выплатил все 6 206 611 гривен до копеечки: 154 947 гривен за проект, 5 960 000 за реконструкцию, 13 819 гривен за авторский надзор и 77 845 гривен за технический надзор.

Тем временем, одесситы получили несовременный, неудобный, неэстетичный, небезопасный и очень дорогой пляж. А ведь им пользуются не только жители города и области. Его рекламируют как место отдыха для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения всей Украины. 

 

Но у одесской власти не получается сделать что-либо системно и на десятилетия вперёд, какой бы бюджет не закладывался – двойной ли, тройной ли – и сколько бы денег не тратили в итоге. Ни пляж за шесть миллионов гривен оборудовать, ни эстакаду за семьдесят миллионов гривен построить. Через месяц появляются трещины, через полгода ржавчина, а через год нужно снова выделить денег на «реконструкцию». Но одесские власти не унывают – ведь всегда можно выделить ещё денег и подкрасить, подлатать, помыть. А может и правда, лучше отдать весь город сознательным инвесторам, которые в состоянии сделать качественно, надолго и без переплат. Поручить благоустройство частникам, просто сдав в аренду оставшуюся прибрежную зону. Ведь пока у наших властей хорошо получается только «переживать» об аутентичном облике Одессы и её туристической привлекательности.

 

Кстати, в ближайшее время «нестроительным» специалистам из департамента экологии собираются выделить ещё 300 000 гривен – в этот раз на разработку проекта реконструкции пляжа для людей с инвалидностью теперь в Лузановке. Интересно, тендер выиграют «Подводные профессионалы»?