Document
Как играть на инструменте, внутри которого можно ходить?

Мы встретились с органисткой одесской кирхи Вероникой Струк и узнали, что нужно для того, чтобы научиться играть на инструменте и обязательно ли органисту верить в Бога?


 

Как вы начали играть на органе?

 

Началось все с того, что меня привели в музыкальную школу в класс фортепиано, потом училась в дирижерско-хоровой школе, музучилище, уже специализированном на фоно. Потом консерватория, тоже фортепиано. Там же есть факультатив игры на органе, который я посещала. Дальше училась в Германии и как пианистка заодно занималась на органе. Поскольку меня всегда интересовала немецкая культура, обучаясь в Германии, стала посещать лютеранскую общину. Была туда принята и затем, когда вернулась в Одессу, естественно, нашла лютеран здесь. Тогда еще не было ни Кирхи, ни пасторского дома. Община снимала помещение в доме творчества. Ходила как прихожанка, но узнав, что я музыкант, предложили сопровождать служения на фортепиано. Никакого органа тогда еще не было.

 

Когда в 2002 году открылся пасторский дом, там был установлен маленький орган. Из дома творчества я перебралась туда. Ну и пошло-поехало... И, естественно, я себя уже не представляю без органа.

Что чувствуете, играя на органе?

 

Молитву. Когда играю, прикасаясь к органу, ― я разговариваю с Всевышним.

 

 

Как думаете, атеист может быть органистом?


 

Теоретически да, но я думаю (и не только я, это распространенное мнение), если за инструментом человек, который не просто занимается концертной деятельностью, а еще играет в церкви ― это сразу чувствуется. Очень часто, особенно если исполняется популярное произведение, слышна разная глубина интерпретации, проникновения в содержание.

 

Считается, что орган ― один из самых сложных инструментов. Насколько сильно вы любили его в студенчестве? Трудно было, когда только учились играть?

 

Да, это действительно так. Его еще называют королем инструментов. И не только потому, что он большой. К слову, внутри него можно ходить! В скрипку вы не зайдете, и даже в фортепиано, а в орган ― легко. По сути дела, этот инструмент ― симфонический оркестр, подвластный одному музыканту. Бывают случаи, когда исполняется ансамблевая музыка, и играют два органиста. Вот в Кирхе пару воскресений подряд были дуэтные концерты. Это тоже всегда интересно. Возможности музыканта, его тела, используются по полной программе. Потому что играют не только руки. У органиста специальная клавиатура, где есть клавиши, педали, с помощью которых звуки воспроизводятся ногами. Естественно, самое сложное в первые годы обучения ― налаживание координации тела. Кто занимался на фортепиано, знает, что свести левую и правую руки ― большая проблема. Особенно у детей, со взрослыми чуть проще. А здесь ― левая и правая рука, и еще ноги. Также для музыканта важны слух, чувство стиля, например. Вкус, умение выстроить форму. Потому что органная музыка, как правило, занимает много места в звуковом пространстве. Даже небольшие пьесы, как слоеный пирог ― очень фактурные. Этот объем органисту нужно охватить. А если слышит музыкант ― услышат и окружающие.

Похожие Теги: музыка
Поделиться:

Похожие материалы