Document
История создания и развития Педагогического университета в Одессе

История развития педагогики в Одессе началась буквально с первых лет города. Поэтому мы решили рассказать о первых шагах и фактически девизе Одессы прошлого – «те, кто сегодня протирают штаны за партами, завтра будут строить этот город.


Все мы чему-то учились. И даже если вы не оканчивали ни техникума, ни университета, кому-то когда-то пришлось объяснить вам, что жи-, ши-, пишется через и. И от того, насколько качественно он сумел это сделать, зависит по крайней мере то, насколько вы грамотны. Хороших специалистов должны готовить хорошие учителя. И это аксиома. Ну а хороший учитель – это немного таланта, немного харизмы, много работы и очень много знаний.

О знаниях

Они вот уже много лет хранятся в Одесском педагогическом университете. Здесь их и передают от одного поколения к другому, год за годом, из нынешнего учащегося делая будущего учителя. Корпуса и отделения Южноукраинского педагогического университета разбросаны по всему городу. Здесь готовят учителей младших классов, «грызут гранит науки» будущие учителя рисования, постигают азы педагогики преподаватели иностранных языков и физкультуры, отсюда выходят воспитателями, биологами, географами, историками и химиками. Здесь учат учить. Но так было не всегда…

 

О педагогике в Одессе и не только в Одессе

 

Одессе повезло, поскольку становление города почти совпало с принципиально новым взглядом на педагогику в империи. В то далекое время, когда качество и степень освоения знаний были проблемой не учителя, а ученика и его ближайших родственников, преподавание не требовало ни особых знаний в области педагогики, ни документов, подтверждающих эти знания. Государственных школ почти не было, обучение происходило в частных училищах и пансионах. Стоило дорого, а от знаний зависело будущее. В этих условиях никому не приходило в голову искать особые подходы к ученику. Учитель должен обладать знаниями по предмету, а методы преподавания – дело наживное, придут с опытом. Хотя уже во времена Александра Первого стало ясно, что такой механизм не работает.

Появляется мысль о том, что в деле обучения важно не только ЧТО вы будете изучать, но и КАК вы будете преподносить знания. Мысль эту Одесса быстро усвоила. Готовить будущих педагогов здесь начинают довольно рано. Вообще в первые годы существования Одессы городские власти умели очень четко видеть причинно-следственные связи (чего, к сожалению, не скажешь про наши дни). Они быстро сообразили, что те, кто сегодня протирает штаны за партой, завтра будет делать этот город комфортнее и лучше. Чтобы завтра у них получилось, нужно было сегодня дать им хороших учителей. И их в количестве 24 человек, начиная со 2 мая 1817 года, «производят» на одном из высших курсов одесского Ришельевского лицея.

 

«Желающие могут продолжить обучение во внешних классах Лицея или в Педагогическом институте» – гласит устав данного учебного заведения. Правда, цели, которые преследовал лицей, были исключительно прикладными. Университет «учреждается для образования знающих и способных учителей, кои в самом Лицее с успехом могут сообщать другим то, что сами в сем заведении приобрели».

 

Кстати, именно этот педагогический институт при Ришельевском лицее многие и считают истоком современного одесского Педагогического университета. И счет годам существования нынешнего ЮГПУ ведут как раз от второго мая 1917 года. Но следует отметить (не из вредности, а исключительно научной истины ради), что провести четкую и, что самое главное, непрерывную хронологическую линию от Ришельевского лицея до нынешнего института мы все же не сможем. Ведь в 1837 году в обновленном уставе Ришельевского лицея о Педагогическом институте не было сказано ни слова, так как последний прекратил свое существование.

 

Кроме того, был в Одессе еще один предок нынешнего педагогического института – это, открытый еще при Ришелье, институт для благородных девиц. По завершению обучения (а оно состояло из четырёх классов каждый по два года) девушки получали не только необходимые знания, но и рекомендательные письма, право преподавать в семьях и в некоторых учебных заведениях. Что интересно: это заведение город взял под свою опеку, а нужды лицея оплачивали не родители учеников, а городское купечество. Это позволило обучать девочек из небогатых дворянских семейств. Помимо привычных дисциплин – языки, история, география, музыка, рисование – девочки изучали десять заповедей и домоводство.

 

Но не путайте Благородный институт с институтом для Благородных девиц. Это разные учебные заведения. Последний появился в Одессе уже в 1838 году (при Воронцове), был рассчитан на богатых девочек. Славился высокими требованиями к ученицам (выходить за пределы учебного заведения можно было только по праздникам, а досуг девочки должны были посвящать исключительно учебе). Это учебное заведение с нынешнем ЮГПУ связано уже географически. Ведь после череды переездов оно обосновалось в окрестностях Молдаванки.

 

Шло время. Этот город как магнит притягивал все новые и новые семьи. Росло количество учеников, росло количество школ, появлялись школы для небогатых семейств, основанные на деньги всевозможных общин, заинтересованных в обучении своих маленьких представителей. Городу требовались учителя. В 1903 году при гимназии Екатерины Семеновны Пашковской на улице Пастера, 43 по ходатайству профессоров Новоросийского университета были открыты высшие педагогические курсы для девушек. В 1916 они получили статус полноценного ВЫШа.

 

Однако, прежде чем одесская научная педагогическая мысль перерастет все вышеперечисленные ВУЗы и сконцентрируется в нынешнем ЮГПУ, должно было пройти немало времени.

 

Педагогический университет в Одессе. Новая точка отсчета

 

Чрезвычайно сложно уместить в нескольких абзацах систему высшего образования в дореволюционной Одессе. Но еще сложнее описать все то, что происходило в педагогике города после революции. Новые власти точно знали одно: нужно реформировать. И реформировали решительно все: одно нововведение сменяло другое, а, просуществовав короткое время, они оба уходили в небытие, уступив место прежней форме обучения.

Так все существовавшие на тот момент Высшие учебные заведения Одессы были объединены в один масштабный университет, этакую кузницу кадров. Пытались упразднить систему ректоратора. Управлять ВУЗом назначили комиссара по делам Высших учебных заведений, такого себе «образца коммунистической дисциплины». Больше не потели ладошки у волнующихся абитуриентов, так как вступительные экзамены заменили собеседованиями. Больше не хранился в заветном ящичке комода «диплом об окончании». Выпускники по завершению процесса награждались справкой. Все прежние научные звания отменялись, как пережиток темного прошлого. Даже привычное одесскому уху уютное слово «студент» попытались упразднить учащихся называли вузовцами.

 

Во всей этой череде реформ нас интересуют 1919-1920-ые годы. Тогда возникла идея создания в Одессе Украинского Учительского института – успели сформировать преподавательский состав (13 педагогов) и были набраны будущие студенты. Однако учить по-новому в городе так и не начали. Все испортили деникинцы, вошедшие в Одессу 23 августа 1919. Окончательно вернувшись ко власти в 1920-м году, большевики не оставляют идею создания кузницы советских учителей. Учительский институт был все же открыт, довольно инертно просуществовал четыре месяца, а далее был ликвидирован.

 

А, начиная с августа 1920 года, будущих педагогов обучают в Институте Народного Образования. Следующая череда реформ превращает ИНО в педагогический институт, а в 1945 году ему было присвоено имя Константина Дмитриевича Ушинского. Кстати, располагался ИНО в том самом здании, где сейчас находится главный корпус Педагогического университета.

 

И о локациях, ведь в образовании не бывает второго плана. Здесь важно все: и то что изучают, и то как проходит процесс и даже то, где он происходит.

История корпусов и зданий

 

На улице Старопортофранковской, 26 расположился солидный трехэтажный дом с утопленными колонами в центре и слегка выступающим портиком. Дом, который помнит. Он всегда был связан с обучением. Сейчас здесь находится главный корпус Одесского педагогического университета, а в прошлом располагалась вторая мужская гимназия. Там, где сейчас находится актовый зал, раньше была придомовая церковь, созданная специально для учеников гимназии. Здание это, построенное по проекту архитектора Демосфена Мазирова, некогда было двухэтажным. Третий этаж появился здесь уже в середине ХХ века.

 

Еще один памятник архитектуры – здание бывшей Свято-Александровской церкви – разделили между собой факультет последипломного образования, факультет дошкольной педагогики и психологии и кафедра работы с иностранными студентами. Ну а стены церкви, вероятно, помнят еще воспитанниц Одесского института для благородных девиц, посещавших здешние службы. Ведь специально для них эта церковь и была построена. Относящееся к университету общежитие №1 также является памятником архитектуры. Будущие педагоги могут гордиться тем, что живут в доме, построенном выдающимся одесским архитектором Юрием Дмитренко.

 

Это далеко не все, но самые интересные корпуса ЮГПУ. Здесь учатся те, кто в будущем будет учить. Они, должно быть, изучают новейшие методики и открывают новые приемы обучения. Однако самая важная педагогическая мысль была открыта в этом городе довольно давно, еще в первые годы существования Одессы. Те, кто сегодня протирают штаны за партами, завтра будут строить этот город.