Document
Об Одессе, которую создавал Бернардацци

В каждом, заслуживающем внимания, городе есть свой великий архитектор. Антонио Гауди в Барселоне, Барон Осман в Париже, Сер Кристофер Рен в Лондоне. В Одессе же таких мастеров было достаточно много, но сегодня мы остановимся на личности прекрасного Александра Бернардации.
 


Двести лет назад молодой черноморский город с древнегреческим именем Одесса стал настоящим архитектурным стартапом. Сюда приезжали архитекторы со всей Европы, чтобы проявить себя и превзойти многочисленных конкурентов. Потому архитектурный стиль Одессы – это эклектика. Воплощённые в жизнь проекты Франца Боффо, Феликса Гонсиоровского, Георга Торичелли, Джованни Фраполли, Льва Влодека и многих других зодчих до сих пор служат украшением города. Но вот без чьих архитектурных шедевров точно сложно представить себе Одессу, так это Александр Бернардацци. И хоть родился он не в Одессе, это не помешало ему стать настоящим одесситом и сделать этот город ещё более особенным. 
 

Александр родился в семье архитекторов. Его отец Джузеппе-Марко Бернардацци был родом из Лугано – итальянской части Швейцарии. По стечению обстоятельств он переехал на Кавказ, где работал на над созданием курортных жемчужин. Там же 2 июля 1831 года родился будущий одесский архитектор Александр Бернардацци. После завершения учёбы в столичном Строительном училище юноша переезжает в Бессарабию, где в 19 лет начинает работать в дорожно-техническом управлении. А уже через несколько лет Бернардацци получил должность главного архитектора Кишинёва. За годы работы архитектор полностью изменил облик этого города. Среди его заказчиков были и частные лица, и представители церкви, и городская управа. За 20 лет на посту главного архитектора он создал главные городские достопримечательности: городской сад, главные городские церкви, триумфальную арку. Каждый его проект в Кишинёве превращался в повод для гордости, а городская дума, похожая на итальянский палаццо эпохи возрождения, изображена на купюре в 200 лей. 

 

В 1879 году Бернардацци осуществляет строительство по проекту Шретера железнодорожного вокзала «Одесса Главная», здание которого, выстроенное через два года, произвело впечатление даже на самых язвительных критиков. Правда, позади нового вокзального павильона Бернардацци планировал создать ещё большой стеклянный навес, но этот проект так и не воплотили в жизнь. А само здание было разрушено во Второй мировой время войны. Но современный Одесский вокзал во многом повторяет черты своего предшественника.
 

В 1883 году, по завершению строительства здания вокзала, Александру предложили должность архитектора при Новороссийском университете, и уже в середине 1880-х Бернардацци считался одним из самых почитаемых «мэтров». Одна из его не самых известных архитектурных жемчужин находится на Молдаванке – это дом на Мечникова, 53. Роскошное здание в византийском стиле, с неоштукатуренным фасадом из ракушечника и мозаичной цветной крышей было построено как Инвалидный дом. К нашему времени оно не сохранилось полностью – потеряны мозаичные купола и башня, но фасад и сегодня вызывает восторг у заблудившихся ценителей искусства. Потому что местные это здание больше знают в качестве хоть и красивого, но всё же Малиновского райотдела. 

 

Со временем Бернардацци вступает в Одесское отделение Технического общества и начинает строить для него новое здание. Именно оно стало одним из лучших примеров кирпичной архитектуры: массивный вход, просторный зал для собраний, большие арочные окна. За необычный внешний вид здание сразу получило прозвище «масонский дом». Да, это именно его руины мы наблюдаем на Княжеской, 1а.
 

В дальнейшем недалеко от здания Технического общества Бернардацци создаёт целый городок клиник для медицинского факультета. И они стали одними из самых совершенных больниц юга страны. Крупные светлые палаты, операционные со специальной технологией естественного освещения и студенческими амфитеатрами до сих выполняют свою функцию. Кроме этого Бернардацци проектировал городские учреждения, жилые и доходные дома. Это, например, дом Доппельмайер на Пастера, 32 и дом Петракокино на Троицкой, 20, особняк Яловикова на Дидрихсона, 7 и здание Одесского кредитного общества на Пушкинской, 10. Заработав отличную репутацию Бернардаци получает всё более амбициозные заказы. Ему доверяют создать самый роскошный отель империи – так в 1899 году появляется «Бристоль». Он впечатлили одесситов не только своими внешними данными, но и функциональностью – электрическое освещение, лифты, паровое отопление, огромные номера в стиле барокко, элегантные статуи на балконах. 

 

Ну и конечно, нельзя не вспомнить здание Новой купеческой биржи, сегодняшнюю филармонию. И здесь архитектор по максимуму реализовал своё увлечение итальянский архитектурой возрождения. Квадратное здание с большим внутренним патио, мраморными витыми колоннами, замысловатыми орнаментами архитектурной доминантой центра города. Центральную часть фасада занимает гигантская арка лестницы. Бернардацци снова густо украшает своё строение масонской символикой: пирамида на крыше, парадная белая лестница, стилизованные масонские колоны Боаз и Яхин, изысканные лепные фрагменты. Всё это делают здание больше похожим на таинственный масонский храм, чем на приют торговцев или филармонию.

 

Умение архитектора сочетать в своих строениях практически все известные на тот момент архитектурные стили сделало Бернардацци самым популярным архитектором своего времени. Доходные дома, отели, купальни, мельницы, синагоги, библиотеки, учебные корпуса, церкви, универмаги. За 20 лет он создал в Одессе больше ста зданий, каждое из которых до сих пор впечатляют своей роскошью и функциональностью.