Исламский след в истории Одессы: мемуаристы, судьи, паломники и не только

Одесса издавна город не только многих национальностей, но и многих религий. Так, в XIV веке на территории современной Одесской области хан Золотой Орды Узбек принял ислам: «Когда с начала его султанства истекло восемь лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида […], святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 года хиджры, соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять ислам».


Арабские путешественники часто заходили в порты Чёрного моря ещё до XIV века. Занимаясь торговлей, они бывали в самых разных городах и местечках. И некоторые потом описывали свои приключения. Так, об успешной торговле в городах Киевской Руси пишет купец и проповедник Абу аль Гарнати. Но любопытно, что другой мемуарист, Абу Абдаллах Мухаммад ал-Идриси, в своей работе «Нузхат алm-муштак фи-хтирак алm-афак», описывая Северное Причерноморье, даже не упоминает о каких-либо портах или селениях на месте современной Одессы. Эти земли в принципе были довольно заманчивым приобретением. И в 1452 году султан Мехмед II Фатих закрыл Босфор с помощью крепостей Анадолухисар и Румелихисар. Это и привело к упадку торговли на Черном море, а к концу XV века – практически полному захвату Северного Причерноморья турками.

 

Интересную информацию об истории нашего края того времени представляют труд Эвлея Челеби и официальные документы Османской империи. Оказывается, тогда крупными духовными и культурными центрами были Аккерман, Измаил и Килия. И именно Аккерман дал ряд правоведов и ученых, например, Ахмада бин Хусайна бин Мустафы Аккирмани. Он работал судьёй в ряде городов Османской империи. А Мухаммад бин Мустафа аль-Аккирмани – ученый при дворе султана – в 1760 году был назначен ханифитским судьёй в городе Медина. Современники восхищались образованностью и умом Мухаммада аль Аккирмани, сравнивая его с великими учителями и мудрецами.

Исламский след в истории Одессы: мемуаристы, судьи, паломники и не только - изображение №1

Проезжавший через эти земли Эвлея Челеби, описывал Измаил и Аккерман, как города с банями, школами и базарами. А вот про Хаджибей только и написал: «За 15 часов дошли до крепости Ходжабай и здесь сделали остановку. В этой разрушенной крепости спрятали пленных с повозками, а вокруг снова поставили надежный караул. Повесили казаны, поели, задали коням корм и после вечернего намаза опять направились на юг». Он же сообщает о происхождении названия крепости следующее: «Когда султан Баезид завоевал Аккерман, один богатый человек, прозванный Бай (то есть «богатый»), получив разрешение султана, построил в этом месте на скале прочное укрепление и поместил в нем отряд воинов. Он сделался обладателем пяти стад по тысяче пятьсот овец, и после долгой счастливой жизни его стали называть Ходжабай. До сих пор постройки этого укрепления сохранились и хорошо видны на берегу Черного моря, на крутой скале. Если это укрепление хотя бы немного подправить, местность станет населенной, а дорога — безопасной.»

Исламский след в истории Одессы: мемуаристы, судьи, паломники и не только - изображение №2

С разгаром русско-турецких войн ситуация поменялась: крепость постепенно отстраивалась, а вокруг неё возникало поселение.  Османский документ сообщает нам: «Руководителем управления пристани порта Ходжабей второй раз назначено мевляна Хафиз Ельхадж Мехмеда – да увеличиваются знания его! – который является мюдеррисом Пятого медресе при мечети Сулеймании и мюдерисом медресе при мечете Нур Османи». В этом документе указывается, что под его непосредственным руководством сооружена мечеть, пристань и другие сооружения в городе. И ему пришлось столкнуться с тем, что край был очень неспокойным и сложным для управления. Хафиз Ельхадж Мехмед обратился к Очаковскому вали, с просьбой переправлять грузы через Хаджибей, а всё из-за злоупотреблений перекупщиков и спекулянтов в Аджидере. В 1765 году в Хаджибей прибывает Селим Герай хан, который занялся возникшей проблемой в Аджидере. Как оказалось, там появилась группа военнослужащих, которая и перехватывала обозы, заставляя продавать им товары по заниженным ценам. Результатом визита стало такое решение: отныне и в будущем всё, привезенное с Едысанской орды масло, пшеницу и ячмень пусть отправляют в пристань Ходжабея, дабы отправить их в столицу».

Исламский след в истории Одессы: мемуаристы, судьи, паломники и не только - изображение №3

В 1789 году Хаджибей был завоеван, и у этого поселения началась совсем другая история. Хотя связи остались. Достаточно быстро порт Одессы стал важным перевалочным пунктом для паломников, совершающих хадж в Мекку. К 1849 году относятся акты регистрации первых мусульман, проживающих в Одессе. И, возможно благодаря их стараниям, в Одессе возникает и Хаджи хана – своего рода гостиница для паломников, расположенная в районе Пересыпи. В 1870 году в городе построили мечеть – на Старопортофранковскй, недалеко от мусульманского участка первого Христианского кладбища. К сожалению, изображения этой мечети не сохранились. Вероятно, это было не единственное сооружение. По словам некоторых авторов, как минимум молитвенный дом располагался в районе Молдаванки. Что неудивительно, ведь к концу XIX века, мусульманская община Одессы достигла тысячи человек и одной мечети было недостаточно. Как правило, среди прихожан были башкиры и казанские, астраханские и крымские татары. 

 

 В 1869 году Одессу, по пути в Мекку, посещает имам Шамиль, руководивший восстанием горских народов на Кавказе. Здесь же он встретится со своим сыном Гази-Мухаммадом. В 1893 году Одессу посещает меценат и инициатор строительства петербуржской соборной мечети бухарский хан Сеид Абдулахад Бахадур хан. На встречу с ним прибыли представители мусульманской общины города Одессы, а также мулла Ибрагим Адикаев. 

 

Революция и последующие периоды репрессий и политических потрясений стали концом для мусульманской общины города Одессы. Но несмотря на это, с развалом СССР и получением Украиной независимости, исламская община Одессы начала восстанавливаться, действуют ряд мусульманских культурных и благотворительных организаций и несколько мечетей, самая известная из которых расположена на Ришельевской 49, и по совместительству является арабским культурным центром.