Document
Год культурного наследия

2018-й год Европа объявила Годом культурного наследия. Во многих странах ЕС будут организованы десятки образовательных программ и проектов, которые должны оживить интерес европейцев к своей истории и привлечь внимание к культурному достоянию – его сохранению и приумножению. Следом за Европой Украина объявила 2018 – Годом восстановления и реставрации культурного достояния. Власти пообещали выделить финансирование на сохранение памятников архитектуры по всей стране, модернизацию музеев и заповедников, а также возобновить реестр памяток истории.


Масштаб работы большой и вряд ли выполним даже за год усердных стараний. Практически во всех крупных городах Украины существуют проблемы с объектами культурного наследия: либо они рушатся от недостатка финансирования, либо уходят в частные руки. Здесь можно вспомнить аварийное состояние дома Руссова в Одессе, обрушение больницы Красного Креста в Днепре, строительные работы на месте Сенного рынка в Киеве, новострой на месте особняка Ярославенко во Львове, упадок дворца Потоцких в Ивано-Франковске, заброшенный столичный Гостиный двор, развалины дома Фунданича в Ужгороде и другие. На первый взгляд все эти истории могут показаться частными, но если присмотреться получше, становится понятно, что это закономерная система. Три истории о том, что нужно для сохранения городских достопримечательностей.

 

Киев в огне

 

 

 

 

За последние несколько лет столица потеряла немало знаковых объектов культурного наследия. Это Сенной рынок, «Дом с ромашками», флигель Казанского на Почтовой площади, усадьба купца Вертипороха, Первый киевский водопровод, комплекс мельниц Бродского и другие. Всего киевляне насчитали более 50 архитектурных достопримечательностей, которые утеряны навсегда за годы независимости. Сегодня исторический центр Киева представляет собой скопление развалин и законсервированных домов-памятников архитектуры. Денег на их реставрацию в городском бюджете нет, а перед частными владельцами такой задачи и не стоит. Фактически это специально доведенные до руин достопримечательности, которые разумнее уже разрушить, выстроив новые жилые дома или торговые центры. Реставрация обойдется дороже – тут нужно выложить приличную сумму за аутентичные дорогостоящие материалы, поиск квалифицированных рабочих и исследования архивных документов. Поэтому реставрационные работы инвестиционно-непривлекательны для застройщиков. Куда проще реконструировать здание или вовсе построить дом с нуля. А для этого нужно довести дом до определенного состояния, где закон уже будет бессильным. Именно тут начинается череда пожаров в исторической части столицы.

За последние три города в Киеве сгорело 15 старинных особняков. Большая часть из них – памятники архитектуры, которые находятся в частных руках. Пожар – конечная стадия доведенного до аварийного состояния дома, после которого появляется повод для сноса. Огонь уничтожает крышу и перекрытия, не оставляя отправных точек для реставрации. Одной из самых знаковых утрат Киева стал бывший Центральный гастраном на Крещатике. В конце XIX века это была гостиница Жан-Батиста Кане, у которого останавливался даже Михаил Врубель. Здание пережило Вторую мировую войну, но уцелеть в современных украинских реалиях не смогло. Владелец обещает реконструировать его – в ближайшее время тут появится новая столичная гостиница. Киевляне активно бойкотируют стройки и не раз пытались вернуть достопримечательности городу. Их главные требования в адрес местной власти – ввести обязательное страхование объектов культурного наследия при продаже, а также усилить финансовые санкции для халатных владельцев. Горсовет Киева в ответ пообещал создать единую базу памятников культурного наследия города, но реализация проекта так и не достигла своего финиша.

 

 

Львов без документов.


 

Здание Союза художников Украины (СХУ), Мицкевича, 9

Фото zsl.yp.lviv.ua, І.Котлобулатова

Современный вид

Фото raskalov-vit.livejournal.com

Более 150 га во Львове находится под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. 142 га из них – исторический центр города, который требует постоянного контроля и своевременной реставрации зданий. Механизмы защиты, проверки и ответственности за состояние культурного достояния во Львове не работают в связи с отсутствием историко-архитектурного опорного плана города. Львовские власти пока не сформировали единый пакет градостроительной и памятникоохранной документации. Следовательно, в городе нет официальных данных для проектирования любого строительства в исторической части города и этим пользуются застройщики. На площади Мицкевича, вместо памятника архитектуры второй половины XIX века, появился филиал Укрсоцбанка, а вместо архитектурного комплекса на Соборной площади - новые офисные здания. Самой скандальной застройкой в центре города стала высотка в семнадцать этажей, при допустимой норме в шесть. Земля выделялась для строительства частного дома, но позже застройщик передумал и добавил пару этажей сверху. Десять лет горожане пытались отстоять особняк композитора Ярослава Ярославенко, но потерпели неудачу – городской совет утвердил план застройки территории многоэтажкой. В общей сложности во Львове сегодня более ста проблемных строек, половина из которых критична для города. Главная проблема, по мнению жителей города, в неработающем Законе «Об охране культурного наследия». Именно он должен контролировать состояние культурных объектов и регулировать строительные процессы в исторической части города. Закон прописывает нормы, которые обязан исполнять собственник памятника архитектуры: условия содержания, условия ведения ремонтных работ и сохранения от разрушений. Но механизмы реакции общественности или власти на нарушения со стороны владельца не прописаны. Поэтому закон на практике не работает. Выход из ситуации – по мнению актива города – изменить законодательную базу: вернуть принудительное изъятие объектов и ужесточить наказание за их разрушение. Горожане уверены, что в вопросе реставрации таких домов необходима публичность – открытые конкурсы и общественные обсуждения. Исправит ситуацию реестр памятников архитектуры, в котором должна находится вся информация об объекте, его состоянии и владельце.

 

 

Одесса Incognito

 

 

 

 

Ситуация в Одессе ничем не отличается от других городов. Исторические уголки города обрастают новостроями, торговыми центрами или заброшенными памятниками архитектуры. За последние несколько лет одесситы лишились Масонского дома, разрушенных особняков Докса и Тиля, первоначального облика дома Руссова, Менделевича и Мангуби. Есть в Одессе и здания, которые умирают на глазах – доходный дом Фука, аварийный дом Гоголя и Либмана, Вассаля и Лерхе, здание женской гимназии №2 и другие. Город непрерывно теряет свою аутентичность, а вместе с ней и сотни квадратных метров городской земли. Местные власти попытались урегулировать ситуацию, утвердив зонинг. Документ должен был сохранить исторический ареал города и ограничить строительство в различных частях города. Но стало еще хуже, чем было. Размытая прибрежная зона на карте и урезанный исторический центр стали поводом для пикетов и акций протестов. Горожан возмутил тот факт, что многие дома, скверы и даже улицы не попали под охрану культурного наследия, а это значит, что руки у застройщиков теперь стали развязаны. Одесситы считают зонинг опасной предпосылкой к официальной застройке города, пусть даже точечными объектами – высотками или торговыми центрами. Они размоют или вовсе уничтожат архитектурную уникальность города, а ведь именно за этим и приезжают миллионы туристов. Скучных высоток и бесконечных торговых центров в Европе хватает. По-настоящему туристов привлекает именно историческая среда Одессы. Они первые, кто готовы платить за сохранение культурного наследия города. В отреставрированных зданиях можно сделать музеи, художественные салоны, лофты, гостиницы, образовательные центры или коворкинги. Подобные здания должны быть теми точками притяжения, которые сохранят городские достопримечательности и пополнят одесский бюджет. Ведь туристы платят за эмоции и впечатления, но почему-то Одесса пока не готова воспользоваться этой истиной. А без функциональной составляющей – любое здание обречено, оно превратится в пугало, без цели и средств к существованию. Для выхода из сложившейся ситуации Одессе необходима программа по сохранению культурного наследия и электронный реестр всех объектов, с указанием состояния достопримечательности и его владельца. Финансировать исследовательские, проектные и реставрационные работы может денежный фонд, созданный на базе общественного бюджета или городских пожертвований. Кроме того, сегодня Одесса остро нуждается и в реставраторах высшей категории. Зачастую местные власти для крупных работ обращаются к европейским специалистам, не приобщая одесситов к сохранению культурного наследия города. А со стороны общества должен быть жесткий контроль, который не допустит коррупционные схемы, подставные фирмы или местные «договорняки» в вопросах сохранения городских достопримечательностей. Именно эти факторы сегодня разрушают историческое наследие Одессы.

 

Похожие Теги: социум наследие
Поделиться:

Похожие материалы

2189
Суррогатная мать: «Да, это своего рода бизнес…»

Разговор с героиней получился достаточно откровенный. Тоня рассказала, что привело ее к суррогатному материнству, как объясняет собственным детям свою работу и почему даже не задумывается оставлять таких малышей себе.

16 июня 2018
13674
Почему Одесса не Львов

Восемь лет Львов упорно восстанавливал свои достопримечательности, как итог ― потратили 8,5 млн евро и привели в порядок 20% исторического центра.

30 мая 2018