Document
Фестиваль Odessa Classics и празднование юбилея Арво Пярта в Одессе всё-таки состоятся

Сегодня на Потёмкинской лестнице должны были праздновать юбилей легендарного Арво Пярта. Великий эстонский композитор, музыку которого играют на всех больших и малых сценах мира, в нынешнем году отмечает 85-летие. Живой классик. Исполнять Пярта должны были Эстонский национальный симфонический оркестр и Алексей Ботвинов. В «зале» ожидался сам маэстро Пярт, эстонские бизнесмены, политики, любители классической музыки и… даже президент страны Керсти Кальюлайд. Ну и публика Odessa Classics – прошлогодний опен-эйр собрал 12 тысяч зрителей. Однако, как вы знаете, на планету обрушился ковид...


Пару недель назад Odessa Classics перенесли на август. Часть исполнителей Алексею Ботвинову пришлось заменить – не все смогли подтвердить новые даты. Но Эстонский национальный симфонический оркестр приедет! И это – заслуга одного человека. Его имя – Меелис Кубитс.

 

Обычно его называют большим другом Одессы, потому что именно Кубитс придумал и осуществил целый ряд культурных проектов, о которых писали даже в Guardian. Были «Таллинн едет в Одессу» (2011), «Одесса едет в Таллинн» (2012), и «Все едут в Ереван» (2013), «В Одессе мир и праздник» в (2015) и «Одесса читает. Одессу читают» (2017).

Но о том, что Меелис Кубитс имеет большое отношение к Odessa Classics, известно меньше. А жаль. В 2018 году, например, в Грузии прошел Odessa Classics Batumi Weekend. Его организовал Кубитс. Алексей Ботвинов – известный пианист и создатель фестиваля Odessa Classics – вспоминает о том, как всё начиналось в 2015 году:
 

Первый фестиваль Odessa Classics был абсолютным чудом: в 2015 году, когда общество разрывали война, социальные и политические драмы, идею делать новый, большой фестиваль классической музыки, многие называли авантюрой. Тех, кто верил в успех, было очень мало. А тех, кто помогал, ещё меньше. Эстонские друзья во главе с Меелисом Кубитсом были в первом ряду надежды. И помощи. Если вы вспомните наши программы первых лет: в них очень много исполнителей, которые приехали благодаря этой поддержке!

 

Нынешний год – юбилейный для нашего общего героя и кумира: легендарному эстонскому композитору Арво Пярту исполняется 85. И вместе с Меелисом мы придумали устроить маэстро большой праздник в Одессе. Огромный Эстонский оркестр в 90 человек, большая делегация гостей, президент страны и сам композитор. Но, когда началась пандемия, всё стало стремительно меняться. И тут нужно честно сказать: некоторые партнеры Odessa Classics «сломались». Но только не эстонцы. Даже не представляю, каких сверхчеловеческих личных усилий это стоило лично Меелису, но Эстонский оркестр подтвердил своё участие в августе – в новые даты фестиваля. Эта дружба бесценна!

Впрочем, сам «большой друг Одессы», которые, кстати, сегодня празднует свой день рождения, такой свой вклад в развитие культуры города большим подвигом не считает. Приезд большого оркестра в ситуации «несмотря ни на что» называет «вопросом чести и принципа». И благодарности не ждёт. Узнали его ответы на важные для Одессы и фестиваля вопросы: 
 

- Для начала, скажи, какие настроения в оркестре – хотят музыканты ехать на Odessa Classics? 

 

- Если одним словом, то оптимистичные. Поскольку никто ничего не знает о том, что будет дальше, следовательно, все правы. Музыканты нуждаются в зрительном контакте и аплодисментах, поэтому все заинтересованы в том, чтобы как можно скорее встретиться с аудиторией. Для такой первой публики очень хорошо подходит Одесса. Но нужно внимательное прочитать название оркестра ERSO (Эстонский национальный симфонический оркестр), ведь участие оркестра в каком-нибудь фестивале дома или за рубежом частично является и государственным решением. Приезд оркестра обеспечивает Эстонское государство. 

 

- В этом году фестиваль частично посвящён творчеству Арво Пярта. Сможет ли он приехать? 

 

- Кажется, ответ на этот вопрос мы получим только перед началом фестиваля. Арво Пярту через несколько месяцев исполнится 85 лет, а почётному главному дирижеру оркестра Неэме Ярви в начале июня – 83. Мне неправильно говорить от имени этих людей. 

 

- А в самой Эстонии планируются летние музыкальные фестивали?

 

- Ситуация такова, что в июле и августе разрешены мероприятия на 500 человек в помещении и 1000 человек на открытом воздухе. Это относительно хорошее решение в нынешних условиях, и, учитывая, насколько быстро ситуация меняется, я вовсе не исключаю, что в какой-то момент эти ограничения будут ещё больше ослаблены. Например, в конце июля разрешили провести большой фольклорный фестиваль с очень давними традициями, обычно собирающий 15 000 человек. Сейчас некоторым это кажется легкомысленным, но через время это может быть единственным разумным решением. 

 

- Что-нибудь известно о визите президента Эстонии в Одессу?
 

- Я могу подтвердить одно: последний год в Украине или месяцы борьбы с глобальной пандемией никак не изменили отношение Эстонии к Украине: мы вас поддерживаем. Этот визит был когда-то запланирован и подтверждён на дипломатическом уровне, но в то же время порядок в графиках всех людей, включая глав государств, был нарушен. Так что и это выяснится в последний момент. 

 

- Как вы сами справились с кризисом, что получилось из идеи создания культурного фонда на основе частного капитала? 

 

- Для меня два месяца чрезвычайного положения (чрезвычайное положение было введено в Эстонии 13 марта и продлилось до 18 мая прим. Ред.) были очень захватывающими. Я по-эстонски пару лет думал о создании такого фонда, и 20 февраля этого года он был зарегистрирован под названием Фонд культурного партнёрства. 21 марта идея должна была быть представлена широкой публике на Таллиннском певческом поле. Мы рассчитывали примерно на 500 участников, на мероприятии мы должны были объявить конкурс на создание симфонии с большим призовым фондом. 11 марта в 13:00 я рассказывал об этом по радио. С 13:45 я уже занимался спасением своего домашнего островка, поскольку во время радиопередачи поступило 7 звонков от людей, связанных с носителями вируса. Утром 13 марта было объявлено чрезвычайное положение. Вечером того же дня в магазине я увидел руководителя кейтеринговой компании, с которым мы должны были организовать мероприятие 21 марта. Они готовились сократить 150 человек... 

- Во многих странах мира теперь и безработица выросла, и проблемы у бизнеса. И наша – не исключение...

 

- Мы разговариваем с Алексеем Ботвиновым через день, я вижу, что происходит. Понятно, что у такой разнообразной и большой страны, как Украина, есть много других приоритетов, куда двигаться и кому помогать из своих граждан, но есть и хорошая новость. Есть город под названием Одесса. Через месяц будет три года, как мы говорили с тобой о флешмобе «Одесса читает. Одессу читают». Я сказал тогда и скажу сегодня, что Одесса – лучшее место для реализации творческих проектов. Одесса должна показать государству пример, что разумное открытие – единственный путь. Мне очень приятно видеть, что был объявлен Одесский кинофестиваль, и я с нетерпением жду Odessa Classics. Только так мы можем поддержать местное предпринимательство, в том числе творческое предпринимательство, свободных творцов. Я очень хорошо помню, как мы в 2015 году отправились открывать город, «В Одессе мир и праздник», когда на свет появился Odessa Classics. Air Baltic наладит регулярные рейсы, и мы планируем чартер на 70 мест. Все люди, которые зарезервировали на него места, предвкушают возможность послушать ERSO, выступающий на Потёмкинской лестнице в середине августа. Никто не отказался, все хотят приехать в Одессу. Культурный туризм – кровь Одессы, это вопрос самобытности города. Я уверен, что руководство города разделяет эту идею, какой бы сложной она ни была в данный момент. 

Фестиваль Odessa Classics должен пройти с 10 по 23 августа. Концерты Эстонского оркестра запланированы на 21 и 22 число: 21 августа – в филармонии, 22 августа – большой опен-эйр на Потёмкинской лестнице.

 

P.S. Кстати, до карантина Меелис Кубитс придумал ещё один подарок Одессе – кондиционирование филармонии. До локдауна они с Ботвиновым нашли меценатов, готовых оплатить проект, который не повредит архитектурному облику творения Бернардацци. Но позволит артистам и слушателям без кровавого пота дышать любимой классикой. Впрочем, как всемирный вирус повлиял на эту историю, мы пока не знаем.