Document
Домашние роды и дистанционное обучение: опыт одесской многодетной матери

Катя встречает меня большим беременным животом. У нее трое детей и сейчас она ждет четвертого. Детей она рожала дома, одного даже родила в гостях. Сейчас им 14, 13 и 12 лет. Они не ходят в школу - учатся дистанционно, к ним приходят на дом учителя. У меня масса вопросов к Кате о том, как и почему она их так растит. Как это влияет на детей, насколько они социализированы? Мы садимся пить чай, и она начинает рассказывать.


Роды

 

До первой беременности я совсем не представляла, как будут происходить роды. Когда у меня был токсикоз, меня положили в больницу под капельницы. Там чувствовалась неблагоприятная атмосфера, врачи мне помогли, но вели себя по-хамски, кричали. Я поняла, что больше не пойду в больницу, но совершенно не понимала, что делать. При этом не было никакого страха, я просто доверилась ситуации. Тогда муж предложил домашние роды, и мы начали искать акушерку. Знакомые сказали, что могут нас познакомить с Игорем Борисовичем Чарковским. Для кого-то он профессор, для кого-то шарлатан. В 60-х годах в СССР он стал помогать женщинам рожать в воде, вывозил их на мыс Айя и на Утриш. Муж вспомнил, что еще его мама собиралась когда-то рожать у Игоря Борисовича. Так он начал курировать мою беременность.

И. Б. Чарковский является пионером родов в воде (с середины 60-х годов). В основе его деятельности лежит убеждение о меньшей травматизации головного мозга плода при родах в воде в связи со снижением градиента давления. (Википедия)

 

 

У меня не было никакого страха перед домашними родами. Я просто доверилась ситуации. Видимо сказалось и то, что у моей мамы пятеро детей. Она никогда не рассказывала ничего страшного, говорила, что это не сложно. Конечно, перед родами нужно убедиться, что со здоровьем ребенка и матери все в порядке. Но врачи должны быть проверенными, чтобы меньше запугивали и стращали. Чтобы не говорили глупости и не портили беременной настроение, не назначали лишних анализов, которых не предлагают больше нигде заграницей.

 

Мы говорим: «Леш, так и так, нам негде рожать». Он не сильно удивился, но сказал, что ждет гостей. Сказал: «Если вам подходит, то пожалуйста». А нам деваться было некуда.

 

Первого ребенка мы вообще родили не у себя дома. Владелец квартиры, на которой мы тогда жили, сказал: «Едьте в роддом». В роддом мы не собирались. Поехали к другу, решили не шокировать его по телефону, разобраться на месте. Мы тогда еще жили в Москве, было пять часов вечера, пробки, к счастью ехать было недалеко. Друг сначала не понял, что происходит, начал нам показывать фотографии, которые он недавно сделал. Мы говорим: «Леш, так и так, нам негде рожать». Он не сильно удивился, но сказал, что ждет гостей. Сказал: «Если вам подходит, то пожалуйста». А нам деваться было некуда. Игоря Борисовича тогда не было в городе, была его ученица Татьяна Саргунас. Мы засекли схватки и начали звонить ей. Леша предложил сфотографировать процесс и установил свет в ванной. Рядом была кухня, шумели гости, играла музыка. Тимоша родился в полночь. Все было очень мягко, тихо, красиво. Не было никаких негативных ощущений. Когда гостям сообщили, что через стенку от них, в ванной, только что родился ребенок, они не поверили.

 

 

 


Образование

 

Наблюдая рост детей, мы понимали, сколько дети сами приносят нам информации. Они говорили нам такое, о чем мы только думали, не проговаривали. Мы учились у детей, старались не останавливаться в развитии. Это принцип домашнего самообразования — все в семье друг друга поддерживают.

С 2013 года мы занимаемся образованием детей сами. Это тоже получилось у нас незапланированно. Наблюдая рост детей, мы понимали, сколько дети сами приносят нам информации. Они говорили нам такое, о чем мы только думали, не проговаривали. Мы учились у детей, старались не останавливаться в развитии. Это принцип домашнего самообразования — все в семье друг друга поддерживают. Поначалу мы учили детей в игровой форме, завлекали в учебный процесс. Мы не подбирали учителей намеренно, они сами нашлись в нужный момент. Сначала это была Ирина Эдуардовна — создательница первой в Одессе вальфдорской школы. Сейчас это Виталий Петрович, с которым мы познакомились, когда помогали друзьям в лагере для детей сирот, и еще пара приходящих учителей. Мы много путешествуем, на Гоа и в Гималаях мы организовывали русскоязычные школы, чтобы дети не отставали в учебе. Что касается аттестации — сейчас во многих школах уже есть дистанционное обучение. У детей есть учебный план и экзамены. Хотя они все учатся по одной программе — старшие подтягивают младшую.

 

Дети делают уроки в Гималаях

 

Мы в семье гармонично взаимодействуем, как друзья, так у нас становится шире восприятие этого мира. Благодаря этому мы не придумываем себе препятствия вроде «а вдруг мы не правильно поступаем и теперь наши дети не будут социализированы». Они более чем социализированы, они ходили в театральную школу 4 раза в неделю, на разные кружки, ораторствовали, выступали, общались с разновозрастными детьми. Также дети постоянно посещают различные дополнительные школы и клубы по интересам. Я культурный провайдер — занимаюсь организацией культурных и социальных проектов. Это позволяет нам с детьми бывать на разных мероприятиях, фестивалях, устраивать субботники, кулинарные и спортивные мастер-классы. Да и просто дети привыкли к тому, что к маме в гости приходит много интересных людей. Некоторые думают, что если дети не просыпаются каждое утро в школу — значит у них нет дисциплины. Это не так. Дети заработали 200 гривен и купили себе собаку. Они сами о ней заботятся, выгуливают дважды в день. У них есть свой строгий режим, необходимый в навыках любого человека.

 

Фриканутые. Поддержка фестиваля Комедиада.2015г

 

 

Ребенку важно рассказывать сказки на ночь, но не в жизни.

 

Я не пытаюсь оградить детей от чего-то. Мы общаемся с детьми, как со взрослыми, обсуждаем, приводим примеры. Здесь реальный мир. Полезешь к плите — обожжешься. Главное не утрировать и быть честнее. Ребенку важно рассказывать сказки на ночь, но не в жизни. Старший сын хочет пойти в обычную школу в следующем году. Ему интересно это попробовать, а мы не будем ему в этом мешать.

 

Пока мы говорим с Катей, в соседней комнате как раз проходит урок с Виталием Петровичем. Мне разрешают подсмотреть как это происходит. В комнате, за столом сидит учитель, напротив него старший сын - Тимофей. Федор и Анфиса наблюдают за их беседой с кровати. В тот момент, когда я захожу, они начинают говорить о философии. Учитель напоминает, что задавал прочитать Кропоткина. Тима говорит, что еще к нему не приступал, но зато связался по интернету с сообществом марксистов и они посоветовали прочитать ему один из трудов Энгельса. Начинает с большим интересом пересказывать прочитанное. Видно, насколько он увлечен. Я вспоминаю, как мы в школе делали все возможное, чтобы нас не спросили на уроке, и немножко завидую этим детям.

Поделиться:

Похожие материалы