Document
Дом Нолле: об ориентальном стиле, выдающихся жильцах и старой Одессе

Сегодня в Одессе никогда не знаешь, где именно начнётся стройка. И даже жизнь в крепком доме не может обещать абсолютного спокойствия, ведь работы могут начаться по соседству, а затронут всех окружающих. Так произошло и с великолепным домом Нолле, и пока он ещё эффектно выделяется среди всех зданий улицы Ришельевской, решили рассказать о его истории.


Одно из самых красивых зданий улицы Ришельевской сегодня находится в очень невыгодном положении. Когда-то его соседи – кинотеатр Шостака и типография Фесенко – были вполне надёжными, но сегодня эти здания разбирают с целью возвести на их месте новый шестиэтажный дом с двухэтажным подземным паркингом. И если идея провести аккуратную реконструкцию бывших кинотеатра и типографии могла бы пойти на пользу Одессе, то обещанный застройщиками проект вызывает лишь горечь и опасения за будущее этого квартала. И хуже всего придётся как раз роскошному дому Нолле.

 

Здание, расположенное по адресу Ришельевская, 45, построено в редком для Одессы стиле ориентализма. В 1900 году сама идея объединить в искусстве запад и восток, отталкиваясь от современного времени и окружающего пространства, была уже не новой. Но при этом в Одессе архитекторы, работающие в самых разных стилях, всё же обращались к более знакомым архитектурным формам, присущим западному миру. А потому дом Нолле ярко выделяется и всегда привлекает внимание прохожих.

От других одесских зданий дом Нолле отличается и высотностью – изначально имели место четыре этажа с высотой потолков до 4,5 метров, а к этому ещё и полноценный чердак плюс помещение на нулевом этаже. Так что в результате дом вышел непривычно высоким для Одессы того времени. Автором проекта выступил архитектор Евгений Смидович, о котором, к сожалению, почти ничего неизвестно. Он получил высшее образование в Санкт-Петербурге, работал гражданским инженером, а с 1900 по 1914 годы занимался частной практикой в Одессе. И наверняка это здание стало одним из красивейших в его послужном списке.

И, конечно, особое внимание привлекает отнюдь не размер здания, а его великолепная отделка. Многочисленные элементы неомавританского ориентализма гармонично дополняют друг друга, добавляя одновременно экзотики и изящества, лёгкости и мудрости. Любопытно, что этот стиль в XIX веке достаточно часто выбирали при строительстве синагог и мечетей. И, кстати, вот на этом здании прекрасно просматривается звезда Давида – она украшает центральную часть решетки над главным входом.

Дом был построен для Надежды Нолле, жены отставного гвардии капитана Константина Нолле. Семья на тот момент проживала на Ришельевской, 47. В 1900 году было подано и получено традиционное прошение на размещение склада строительных материалов на тротуаре по Ришельевской улице, 45 для постройки нового дома. А уже спустя 10 лет владельцами значилась Елизар и Елизавета Шостаки, хотя в это же время одним из жильцов числился тот самый Константин Нолле. Очевидно, что дом был доходным – на первом этаже в разное время располагались банкирская контора Урысона, магазин граммофонов и фонографов Кисилевича и аптечно-косметический магазин Гейликмана, книжный магазин «Букинери» Меергольда, чайный трактир Пронкина. Среди известных жильцов дома Нолле был, к примеру, врач, специализировавшийся по внутренним болезням, Фелициан Яхимович. Он, кстати, держал лиманно-лечебное заведение на Куяльнике и издавал научные труды о разработанных им «методах лиманного лечения». В этом доме жили и работали детский врач Иосиф Воскобойников и зубной врач Давид Полнер. А вот уже в 1960-е годы в доме Нолле были открыты магазины «Мясо-рыба» и «Молоко». Сегодня дом Нолле является памятником архитектуры и градостроительства и по-прежнему в нем есть и жилые квартиры, и административные помещения. И уже некоторое время никто из них не может быть полностью спокоен, ведь что-то их ждёт в связи с строительством по соседству, а что точно, наверное, не знают даже застройщики. Хочется только верить, что дом Нолле устоит, и когда-то будет отреставрирован, чтобы сиять ещё ярче.