Document
Дом Хлопонина в Одессе: маленький, но такой многогранный

Этот дом можно смело назвать самым трогательным на всей Дерибасовской. Его аккуратный декор в сочетании с небольшой этажностью придают всему перекрёстку особенной элегантности. Когда-то одесситы не задумываясь называли его дом Хлопонина, а сегодня мы расскажем почему, и заодно вспомним, как всё начиналось.


Изначально, ещё в 1806 году, участок, на котором сегодня стоит этот аккуратный домик, принадлежал брату Иосифа де Рибаса - Феликсу, который волею судьбы, в отличие от остальных трёх братьев, надолго обосновался в Одессе вместе со своей семьёй. Именно с ним связана история переименования улицы Гимназской в улицу Дерибасова сада, а потом и в Дерибасовскую. Ведь по своеобразной традиции и для удобства улицы и площади всегда называли по главенствующим объектам или субъектам (Собор и Соборная площадь, Ланжерон и Ланжероновская, греки и Греческая). Так и улица Дерибасовская прежде всего связана с сегодняшним Горсадом или садом Феликса де Рибаса. Здесь же был построен и его дом, в дальнейшем там размещалась канцелярия Михаила Воронцова, а сейчас в этом здании открыты гостиница и ресторан.

А вот угловой участок на Преображенской и Дерибасовской до 1860 года обозначался как «пустопорожний». И вот именно им заинтересовлся уже очень популярный в городе и далеко за его пределами фотохудожник, член Парижского фотографического общества, Александр Хлопонин. Заинтересовался и сделал Городской Думе достаточно оригинальное предложение: разрешить ему возвести на этом участке большой двухэтажный дом, пользоваться им согласно своим интересам следующие 10 лет, а потом безвозмездно передать городу. На том и порешили, и в 1972 году в Одессе открылась «фотография Хлопонина» в, конечно же, доме Хлопонина. Здание было построено по проекту архитектора Ивана Жуковского в стиле историзма, и буквально сразу стало легендарным. Сначала благодаря фотомастерской, ведь в ней были сделаны снимки самых выдающихся одесситов. Хлопонину позировали целые семьи: Толстые, Маразли, Коцебу, Лидерсы, Сикары, Родоконаки, Вагнеры, Папудовы и многие другие.

Спустя 10 лет дом действительно был передан городу и дальше сдавался в аренду и под заведения, и под жильё. Так, в разное время здесь находились лучший в Одессе магазин мужского готового платья А. Леруа, магазин готовой одежды и ювелирных украшений с говорящим названием «Лувр», а с 1895 по 1901 годы здесь снова работали фотомастерские.

Но, конечно, даже большую популярность, чем «фотография Хлопонина», обрело «пивное заведение Паулины Гоппенфельда», то есть тот самый легендарный «Гамбринус». Он был открыт в подвале дома в конце XIX века и полюбился самым разным по социальному положению одесситам и даже гостям города - от босяков до литераторов. Хотя одесский писатель Семён Юшкевич в своей книге «Улица» писал, что среди посетителей были «матросы, мастеровые, рабочие, уличные (проститутки) и их любовники». Но было что-то в этом месте, что и писателей, и художников, и даже рфинированных интеллигентов тянуло сюда как магнитом. Вместо столов и стульев здесь стояли бочки и бочонки, а отсутствие окон выгодно путало сознание посетителей, которые никогда не спешили уходить. Ну и, конечно, максимальную популярность «Гамбринус» получил после публикации одноимённого рассказа Александра Куприна. Он описал совершенно реального Сашку-музыканта, то есть скрипача Александра Певзнера и всю эту не всегда трезвую, но очень настоящую атмосферу пивной.

А вот в 1918 году на углу Дерибасоской и Преображенской работала, как ни неожиданно, молочное кафе «High life», и в ней собирались молодые поэты и художники, которые устраивали шумные литературные вечера. Здесь выступали Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Анатолий Фиолетов, Зинаида Шишова, Сандро Фазини и многие многие другие.

Потом долгое время здание не блистало какими-то выдающимися арендаторами или заведениями. Но тем не менее в 2000-е годы по проекту архитектора Дмитрия Повстанюка была проведена реконструкция с надстройкой мансарды. После чего в этом здании начало свою работу греческое консульство и ювелирный магазин. Но, если присмотреться, и сегодня над входом в магазин просматривается герб Александра Хлопонина - палитра и кисти. А само здание трепетно хранит свою историю, которая помогает понять и полюбить этот города ещё больше.