Document
Доходный дом Заблудовского в Одессе: об истории и съёмках в кино

Это здание в Одессе уже больше ста лет привлекает внимание прохожих – его называют калейдоскопом, пирожным, зефирным, пряничным, бисквитным домом, и список можно продолжить. С одной стороны, его история не отличается оригинальностью – он всегда был жилым. Но в Одессе сложно найти памятник архитектуры, у которого бы в прошлом не было какой-то изюминки.


Сегодня сложно представить, что улица Гоголя изначально использовалась как место для офицерских и солдатских казарм, и носила, соответственно, имя Казарменная. Потому что все мы ассоциируем эту улицу с чем-то красивым, элегантным и интересным. Таким является и доходный дом Заблудовского на Гоголя, 14.

О создании «пряничного» дома

«Пряничный» дом на Гоголя, 14 был построен в 1890-х годах по проекту архитектора Пауля Клейна для негоцианта Заблудовского. Изначально был задуман именно доходный дом – интересный внешне и вместительный внутри. Так, в газете «Одесские новости» от 1900 года было обнаружено объявление о «сдаче в наём квартир по доступным ценам о пяти, шести, семи и восьми комнатах с электрическим освещением и всеми удобствами». Правда, конкретнее цены не называются, так что вполне возможно, что они были не такими уж доступными, как часто бывает в Одессе. Ведь и местоположение, и сам дом, и наличие всех условий производили прекрасное впечатление на потенциальных арендаторов. Но, кроме четырёхэтажного здания были выстроены и флигели – в самых простых комнатах жила прислуга, другие же тоже сдавались в аренду, но господам попроще. Потому мы и имеем здесь такую интересную этажность – четыре этажа с фасада 9с высокими потолками и просторными комнатами) и семь этажей (невидимых со стороны улицы, что важно) со двора.

 

О стиле и образе дома-калейдоскопа

 

В конце XIX века одесские архитекторы увлеклись так называемым «кирпичным» стилем, позаимствованным в Европе. Но дом на Гоголя, 14 является великолепным примером смешения стилей, мастерски исполненным немецким одесситом Паулем Клейном. На фасаде дома Заблудовского присутствуют лепные детали, изразцы, металл и полихромный лицевой кирпич. Для работ Клейна в принципе характерны вкрапления традиционных декоративных элементов архитектурной эклектики в кирпичную кладку. Вот и здесь, на фасаде дома множество карнизов, пилястр и изысканной лепнины. Три балкона, и все три разные, но такие сочетающиеся на выходе. Многочисленные гирлянды, маскароны, балюстрады, сандрики – в общем, каждая мелочь в декоре создаёт потрясающе парадный экстерьер здания.

О жильцах доходного дома

 

В доходном доме Заблудовского в своё время жили самые разные люди, что, впрочем, было делом естественным для Одессы. Так доподлинно известно о следующих жильцах – землемер Сергей Брунс, купец Август Иона, профессор Александр Соловьёв (специализировался по женским болезням), хирург Яков Аугуст, инженер Рафаил Моргулис, секретарь Городского съезда мировых судей, член правления Общества вспомоществования евреям принявшим православную христианскую веру Дмитрий Данашевский и член правления Общества пособия бедным больным евреям г.Одессы «Эзрос-Хойлим». Есть ещё легенда, что в этом доме одно время жил и великий спортсмен Одессы Сергей Уточкин, но это скорее легенда. Хотя и красивая – Уточкин наверняка очень гармонично смотрелся на одном из балконов этого дома-калейдоскопа. А ещё очень любопытный момент заключается в том, что не когда-то там, а в 1938 году в этом здании заседало Общество культурных связей за границей.

О памяти

 

Доходный дом Заблудовского является памятником истории и архитектуры, и до сих пор приковывает к себе взгляды прохожих. А ещё его можно легко увидеть в фильмах, которые снимались в Одессе, начиная чёрно-белой классикой – «Ночной извозчик» 1928 года с Амвросием Бучмой в главной роли и «Изящная жизнь» 1932 года (прелестная история о том, как британский моряк Фред приехал в Одессу и влюбился без памяти). И продолжая фильмами «Зелёный фургон», «Опасные гастроли», «Жажда», «Приморский бульвар» и не только.

 

И это всего лишь об одном доме, жизнь и жители которого некоторым образом становятся отображением всей Одессы в целом. Есть всё же в этом городе что-то особенное.