«Хорошо звучит»: мнение Таи Найденко на счёт возраста Одессы

Тая Найденко – одесский поэт и блогер. Её подписчики делятся на три категории: одним нравятся её стихи, другим – проза, третьим – сама Тая. Какие-то истории она выдумывает от начала и до конца, основой других становятся жизненные ситуации. Но некоторые темы переживает всем своим существом, и тогда мы читаем совсем другую Таю.


Хорошо звучит: 


- А давайте считать Одессу не от дня основания Екатериной, а с древних поселений? Вон и на Приморском бульваре, в древних толщах, стены каких-то средневековых городищ нашли... Разве ж не круче, чтобы любимому городу – не 200, а все 1200 лет?!

 

Круче, конечно, если считать, что чем дальше – тем круче. Если считать, что Украине очень нужен еще один город средневековой истории (их мало?), ещё один город козацкой славы (их мало?), ещё один город праславянских городищ (их мало?!), а не город Одесса (их таки да – мало, я знаю только одну). 

 

И не нужно делать невинные глазки «чем старше - тем лучше». Все тут понимают, со всех сторон конфликта, что главное – обесценить, разорвать историческую связь Одессы с Российской Империей. А для России – в свою очередь – удержать эту связь во что бы то ни стало. 

 

Одно донести сложно, что до упоротых украинских патриотов, что до российских: связь через Екатерину, через эту дату, через этот Приморский бульвар – у нас НЕ с Россией, а как раз с Европой. Это родословная города, начатая с гордого смешения европейских имён: авантюристов, писателей, беглецов, красавиц, архитекторов, предпринимателей, военных...

 

В памятнике Екатерине важно не то, что она императрица российская, а то, что с Вольтером она переписывалась, что мечтала быть просветительницей, что платье у неё – пышное, что фигура женская – а вокруг кавалеры помельче, что эта площадь Екатерининская – красива с Катькой, и улицы от неё разбегаются веером, выводят на мосты – красиво...
И Одесса, начавшаяся 200 лет назад, обязывает вспоминать время великих начинаний и смешения народов, свежее время борьбы за вольности и свободы, сладкий дух предпринимательства и творчества, веру в человечество и себя самого. 

 

Одесса, рождённая тогда, обязывает чтить не Россию, а Вольтера, Пушкина, Гоголя. Обязывает уважать и терпеть грека, немца, англичанина, француза, болгарина... Обязывает знать и принимать самое разное. Обязывает смеяться и любить всё это, всё живое и яркое, включая шлюх, бандитов, авантюристов, мошенников и величайших обманщиков – да!

 

Вот что я знаю. 

 

А что мы найдём, обратившись к истории «раньшей», перекопав наш Приморский бульвар ради более древних стен? Древних пра-украинцев, древних греков, древних пращуров всех человеков? Что мы выведем из этой истории? Какой город? Каких себя? И зачем?
Я не знаю. 

 

И эти – наивные – «а давайте!» – не знают. Зато чего они хотят лишить Одессу – знают точно. Нашей особенности, нашего раздражающего, непочтительного к общим унылым героям, облезшего на солнце лица. 
Но забрать у города его лицо – значит убить город. 
Потому вот и злюсь.