Document
Дети косячат, чтобы их ругали

Психотерапевт Татьяна Фирсова объясняет нужно ли родителю дружить с ребенком, почему важно, когда оба родителя проводят время с детьми и почему нет ничего хуже эмоциональной отстраненности.


Семья

 

У нас такая структура семьи, что мужчина работает, а женщина сидит дома. И соответственное разделение власти и обязанностей. Построить модель семьи как на Западе, когда мужчина и женщина сидят с ребенком одинаковое количество времени и по очереди ходят в декретный отпуск, пока экономически не выгодно, хотя это идеально. То что у нас - не хорошо и не плохо, просто у ребенка будет точно такая же семья, потому что он не видит другой. В будущем он выстроит себе идентичную модель, в которой отец мало участвует в жизни семьи.

 

Начинать стоит со своей головы, в которой заложено, что женщина рожает, а мужчина становится автоматом для зарабатывания денег. Иногда женщины прямым текстом говорят "Я не могу оставить своего двухмесячного ребенка отцу. Я ему не доверяю". И о каком совместном декрете можно говорить? Как будто бы отец может намеренно причинить вред своему ребенку. Как будто он неполноценен.

 

 

Когда ребенок практически не видит отца, он не знает половину себя

 

 

То, что передают нам наши родители - это бензин. Мы только на нем и будем ехать, другого не будет. Мы состоим 50 на 50 из папы и мамы и очень важно усвоить бензин от одного и второго. Когда ребенок практически не видит отца, он не знает половину себя. Не знает как жить. А дальше, уже во взрослом возрасте, они, конечно, приходят в кабинет психолога, потому что они не знают кто они. Как говорят англичане: хватит воспитывать детей, начните воспитывать себя. Иначе они вырастут такими, как вы, других не будет.

 

 

 

Преступление и наказание

 

Физические наказания недопустимы, но простая беседа помогает не всегда. Иногда ребенка нужно оставить наедине с его проступком. Можно и в угол поставить, но это все равно насилие над ребенком, ущемление его прав. Тут не может быть каких-то рецептов, но важно научить ребенка тому, что каждый его проступок имеет последствия. Оставить наедине с этими последствиями. Не бежать покупать ему новую игрушку, а оставить со сломанной. Объяснить ребенку почему так происходит. Дать понять: есть поступок - есть последствия.

 

Нужно быть последовательным в наказании. Нельзя за одно и тоже сегодня наказать, а завтра похвалить, или сегодня наказать слабо, а завтра устроить чуть ли не судный день. Представляете, что происходит с психикой ребенка, когда вчера вы за разбитую чашку рассказывали откуда у него руки растут, а сегодня за то же самое жалеете и говорите, что сами уберете. Он не чувствует себя в безопасности, не знает за какой поступок какое последует наказание. Наказание должно быть адекватным проступку. Тогда ребенок усвоит, что такое хорошо, а что такое плохо.

 

 

Нужно быть последовательным в наказании

 

 

Ребенок прекрасно знает, что причиняет боль животному. Но ему интересно. Он так познает мир. Есть и патологически жестокие дети, к таким нужно присматриваться. Но опять-таки, этот период нужно пережить. Быть все время рядом с ребенком, контролировать его действия. Нельзя отдать кота на растерзание ребенку, только потому, что он познает мир. Отстранять и показывать что ты делаешь нехорошо. Это пройдет. Это такое свойство детской психики. У них еще нет такого понятия жестокий-не жестокий, пока вы им не объяснили. Для него это норма.

 

Если вы сорвались и наказали за какую-то мелочь, не пытайтесь заглаживать вину. Это совершенно четко. Потому что для ребенка важно соблюдение иерархии. Вы все-таки родитель, вы главный. Как бы ни было тяжело, как бы себя не корил, нужно показать ребенку, что я последователен, я принял решение, пусть оно и неправильное. Нельзя побить ребенка, а через 15 минут прийти извиняться.

 

По этой причине и не стоит становиться другом ребенку. Друзей у него будет по жизни много, но ту функцию, которую выполняет родитель, больше никто не выполнит. Мы призваны обеспечивать безопасность нашим детям с самого рождения. И физическую, и психическую. Наша функция - научить и подготовить к жизни. Сделать самостоятельным, адаптивным, способным к выживанию. И конечно, чем благополучнее, самодостаточнее родитель, тем успешнее он справляется с этой функцией.

 

 

 

 

Очень важно донести до ребенка, неважно какими словами, что вы его любите. Даже когда я кричу на тебя, я не перестаю тебя любить. Я злюсь не на тебя, а на твой поступок. Никогда не говорите "а ты, а ты". А ты плохой, а ты такой, а ты опять за собой не убрал. Мне не нравится. Я сейчас недоволен. Опираться только на свои чувства и ощущения. Я недоволен, потому что нахожусь в мусоре, оставленном тобой.

 

 

Дети разные

 

Личность у ребенка окончательно формируется только после пубертатного периода, годам к 14. В 10-12 лет личность еще может поменяться, а дальше уже нет. Мы можем только слегка скорректировать ее. 14-летнего подростка мы должны уважать как взрослого человека.

 

Есть вещи, которые мы не сможем изменить. Темперамент, например. Характер. Мы с ним рождаемся. Когда ребенку всего два часа от роду, можно примерно понимать, какой у него темперамент. Один будет впиваться в грудь всеми своими пальчиками и жадно есть, а другой - словно через не хочу. Дети буквально с рождения уже разные.

 

 

Худшее, что может сделать взрослый с ребенком - отстраниться.

 

 

Худшее, что может сделать взрослый с ребенком - отстраниться. Быть эмоционально не включенным. Для ребенка это хуже всего. Между вниманием со знаком минус и нулевым вниманием, ребенок выберет минус. Поэтому дети и "косячат" направо и налево, чтобы их ругали. Для ребенка ругань лучше, чем избегающее молчание. Это внимание ребенок и отожмет любым способом. Хуже эмоциональной изоляции, холодности, непринятия для ребенка ничего не может быть. Если родитель хочет разобраться с тем, почему он не любит своего ребенка, ему нужно идти к психологу.

 

 

 

Похожие Теги: дети воспитание
Поделиться:

Похожие материалы