
Дерибасовская улица изначально именовалась Гимназской, и даже в планах её не собирались как-то выделять. Тем более никто не рассчитывал, что она станет во всех смыслах легендарной. Но всё началось ещё в 1811 году – тогда на карте Одессы появилась улица Городского сада. Позже её стали называть Дерибасовой или Дерибасовской, но, по большому счёту, снова-таки не в честь основателя Одессы Иосифа де-Рибаса или его брата Феликса, а по местоположению сада последнего. В результате за достаточно неказистой улицей тогда закрепилось имя Дерибасовская. Но за несколько десятилетий всё изменилось – здесь была выложена дорогая брусчатка и построен один из лучших лицеев страны, появились красивые дома, в которых жили или работали выдающиеся люди своего времени: Пирогов и Менделеев, Пушкин и Мицкевич, Кандинский и Фраполли – и это, разумеется, далеко не все селебрити. Расцвет Дерибасовской пришёлся на вторую половину XIX - начало XX веков. Но уже в 1920 году поменялось и название страны, и её герои – улицу переименовали в честь ни кого-нибудь, а деятеля немецкого рабочего движения Фердинанда Лассаля. А в 1938 году было решено сменить название главной улицы города и почтить память погибшего лётчика Валерия Чкалова. И только во время румынской оккупации в Одессу вернулась Дерибасовская, и таковой она остаётся по сей день. Как минимум по названию.

Традиционно променад по Дерибасовской начинается от улицы Преображенской, хотя, стоит отметить, на практике нумерация ведёт свой счёт от моря, то есть от памятника Иосифу де-Рибасу. Но кто считает? Немногим больше ста лет назад великолепный одесский писатель Владимир Зеев-Жаботинский называл Дерибасовскую «королевой всех улиц мира сего». И любопытно то, что отмечал он прежде всего её атмосферу, добавляя, что ни выдающихся зданий, ни особенных памятников здесь в принципе нет. Но есть душа. Прочувствовать это высказывание сегодня можно, пожалуй, только в первые часы после рассвета – в это время улица буквально говорит с редкими прохожими. Но потом всё радикально меняется – это туристическое место со своими особенностями: электромобили и экскурсионные зазывалы, аниматоры в костюмах животных и громкая музыка, уличные аттракционы, лошади и голуби. Всё это попросту перебивает ту самую атмосферу, превращая Дерибасовскую в такой себе филиал Затоки.






Но, если не обращать внимания на подобные издержки, конечно, многое привлекает внимание и вызывает интерес. Взять хотя бы Пассаж, построенный по проекту польского архитектора Льва Влодека всего за полтора года (1898-1899). Или вспомнить, что на углу с Преображенской, в этом аккуратном двухэтажном домике когда-то находилась фотомастерская Хлопонина. Член Парижского фотографического общества и один из первых фотографов Одессы предложил за свой счет построить дом на пустующем участке, жить и работать там в течение 10 лет, а потом передать здание в собственность города. Именно здесь были выполнены лучшие портреты известнейших одесситов, чьими фамилиями сегодня названы одесские улицы и среди которых Гагарины, Лидерсы, Маразли, Коцебу, Толстые, Папудовы и многие другие.



На сегодняшней Дерибасовской, 24 находился дом создателя Городского сада Феликса де-Рибаса, а потом там располагалась канцелярия Михаила Воронцова, в которой всего несколько часов в день должен был работать ссыльный Пушкин. Там в разные времена размещались строительный комитет и первая одесская типография, заведение минеральных вод, книжный и скупочный магазины.

Практически о каждом здании на Дерибасовской есть что рассказать, но, к сожалению, сегодня та самая пресловутая атмосфера строится не на интересных историях. Условно улица сегодня поделена на три части: на пешеходном участке от Преображенской до Екатерининской царствуют провинциальные развлечения и, конечно же, ярмарка; следующий квартал похож на один сплошной ресторан; а от Ришельевской и до Леха Качинского Дерибасовская напоминает хаотичную парковку.





Даже ворота с элегантным упоминанием известного одесского архитектора Фраполли, жившего в этом доме, и ведущие в симпатичный одесский двор, попросту теряются. Кажется, что здесь давно уже нет места неспешным прогулкам и тихим разговорам. И это при том, что на Дерибасовской есть что посмотреть и о чём узнать.










Отдельное место в истории улицы занимает квартал, прославленный в одной из одесских песен «Как на Дерибасовской угол Ришельевской». Здесь наконец-то появляется немного изначально задуманного простора, и даже два советских здания не портят общую картину. Всё, насколько это возможно, гармонично сочетается и буквально обещает большее, мол, не всё ещё потеряно. И лучше всего от этого перекрёстка идти по Дерибасовской в несезон, когда тротуары ещё (или уже) не заняты летними площадками ресторанов.




Но вот следующие два квартала по совершенно непонятной причине даже не ассоциируются с Дерибасовской. А путь к памятнику основателю Одессы и вовсе может разочаровать. При том, кстати, что этот фрагмент улицы тоже совершенно туристический. Здесь и великолепный дом Маразли, и бывший дворец Рафаловичей, и киношная лестница, ведущая на Польский спуск, и даже единственный в мире памятник создателю языка эсперанто Людвигу Заменгофу. Но почему-то не всё тут выглядит достойным образом.









Но, бесспорно, Дерибасовская заслуживает внимания и не её вина в том, что из «королевы всех улиц» она превратилась в провинциалку. Ведь историю пишут не улицы, а люди. Но вот только немного грустно, что в этой современной истории почти не остаётся места тому, что создавало Одессу и делало этот город особенным. Помните, как в известной фразе – «Одесса может и не первый город, но уж точно не второй».