Document
Что такое Семпо: о мотоциклистах, стереотипах и взаимоуважении на дорогах Одессы

В их группе около 50 человек – они совершенно разные по возрасту, профессии, семейному положению. Но объединяют их любовь к мотоциклам и небезразличие к чужой беде. Служба экстренной мотопомощи Одессы, или просто Семпо, существует уже почти 10 лет, о ней и рассказываем.


Когда говорят о мотоциклистах, у многих срабатывает стереотипное мышление. Почему-то представляются бородатые безумцы, принципиально не соблюдающие правила дорожного движения, всегда виновные в ДТП. Но такие обобщения никогда не ведут к истине. Тем более в Одессе, в которой, если уж говорить откровенно, каждый участник движения считает себя главным и требует к себе особенного отношения – что автомобилист, что пешеход, что мотоциклист, что велосипедист. Не говоря уже о бесшумных и непредсказуемых любителях электросамокатов и моноколес. Решить проблему аварий на дорогах может только абсолютное и беспрекословное соблюдение ПДД всеми (!) участниками движения, хорошее освещение на улицах и грамотно продуманные знаки и светофоры. Но, возвращаясь к стереотипам.

Стереотип №1

 

Все мотоциклисты ездят с безумной скоростью и провоцируют ДТП

 

Действительно, те, кто садится на мотоцикл не лишены жажды экстрима. Но в большинстве случаев виноваты те, кто не следует правилам дорожного движения, и мотоциклистов среди них отнюдь не большинство.

 

Стереотип №2

 

Все мотоциклисты гоняют ночами по Балковской и проспекту Шевченко

 

Ночами гоняют не только на мотоциклах, но и на машинах, и вторых значительно больше. К сожалению, в Одессе не продуманы специальные и безопасные места для любителей гонок.

Стереотип №3

 

В пробке или во время движения мотоциклист начинает оглушительно громко «рычать», чтобы произвести впечатление.

 

На проезжей части водители машин часто просто не замечают мотоциклистов, для этого они «включают» звук, призывая других участников движения – мотоциклистов и пешеходов обратить на себя внимание, с целью избежать создания аварийной ситуации.

Стереотип №4

 

Мотоциклисты специально гонят и не останавливаются при виде пешеходов.

 

Тормозной путь мотоцикла при соблюдении скорости 60 км/ч составляет 20-30 метров. Поэтому чисто физически мотоциклист не в состоянии моментально остановиться при виде пешехода, неожиданно вышедшего на проезжую часть. Особенно, если ситуация происходит в тёмное время суток и последний одет в одежду тёмного цвета. И пешеход, кстати, обязан даже на пешеходном переходе сначала остановиться, посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть направо. Это не сложно, но может спасти жизнь в конечном итоге.

Стереотип №5

 

На мотоциклах ездят только опасные мужчины в коже.

 

Это снова к вопросу о неразумности обобщений. Среди мотоциклистов есть и хрупкие девушки, и интеллигентные мужчины. В нашей группе, к примеру, есть авиатор, хирург, бизнесмен, бухгалтер и не только. Здесь нет никаких гендерных различий – просто участники Семпо каждый раз напоминают о необходимости соблюдать ПДД,

Дорожно-транспортные происшествия в Одессе, к сожалению, не редкость. Из-за халатного несоблюдения правил, банальной невнимательности и страсти к лихачеству страдают абсолютно все участники движения. В такие моменты, прежде всего, очень важно, чтобы вовремя подоспела грамотная помощь. Именно этим и занимаются участники Семпо – все они официально являются парамедиками, а за последнее время научились разбираться и в юридических тонкостях, и даже в некотором роде заменять полицию диалога. Потому что, снова-таки к сожалению, порой скорые и полиция не приезжают так быстро, как хотелось бы. И вот тут включаются они. Оказать первую медицинскую помощь, постараться сгладить конфликтную ситуацию, при необходимости сопроводить пострадавшего мотоциклиста в больницу и помочь в сборе денег, если авария тяжёлая. Обычно выезжают ребята на помощь двухколёсным, но в критической ситуации, естественно, берут на себя заботу и о пешеходах, и о водителях автомобилей. А основал Семпо Александр Болдырев, известный в мотосреде как Тропик - именно он стал инициатором создания и первым участником. В дальнейшем к нему присоединились и другие мотоциклисты, а потом официально появилось Семпо. 

 

Интересно, что никто из них толком не может объяснить, для чего они это делают – подобное волонтёрство никак и никем не оплачивается, занимает время (один выезд на аварию может занять от получаса до суток), может вызвать жуткий стресс, да и в принципе аварии всегда не вовремя. Но при этом, ребята из Семпо всегда на связи, и фактически всегда на место ДТП выезжает не меньше двух человек для работы по месту, а порой и больше, если надо ехать на контроль в больницу. Нет никакой обязаловки, только желание помочь и наличие свободного времени. Но, очевидно, ребята просто поняли, что такую взаимопомощь и взаимовыручку за деньги не купишь – несмотря на то, что их состав меняется и обновляется, остаётся дружба и вера в то, что ты не один – как на трассе, так и в обычной жизни. И, оказалось, что вместе у них получается делать большое и важное дело.

Мы предложили участникам Семпо встретиться на Морвокзале, и вот перед нами в ряд выстроились 10 мотоциклов, а их водители расслабленно общаются, делясь какими-то только им понятными историями. Любопытно (да, это стереотип, но что делать), что когда возникает вопрос о том, кто может рассказать о Семпо и его роли в жизни мотоциклистов, мужчины выбирают двух девушек – Марину и Каролину. Практически в одно время, но ещё не будучи близко знакомыми, они задумались о необходимости такой волонтёрской помощи. Поводом для создания Семпо стала трагическая авария, в которой осень сильно пострадал знакомый Каролины, после чего в 2011 году появилась организация Семпо. Сегодня в ней около 50 человек, но, говорят, вот-вот её ряды пополнятся десятком новых волонтёров, что, конечно, только усилит возможности ребят.

Мы говорим с Каролиной на разные темы – и о том, что вечером и пешеходам, и велосипедистам, всем тихим участникам движения необходимо носить светоотображающие ленты/наклейки/элементы одежды; и о том, что один мотоциклист, проехавший на одном колесе на скорости 150 км/ч может дискредитировать всех мотоциклистов в целом; и о том, что мотоциклист и байкер – это две большие разницы; и даже о том, как часто девушки знакомятся с парнями-мотоциклистами и наоборот. Но каждый раз Каролина возвращается к теме взаимоуважения на дорогах и правилам ПДД. За рулём железного коня девушка уже около 10 лет, а первый юношеский опыт (с будущем мужем) произвел незабываемое впечатление, и сегодня Каролина ждёт момента, когда сможет посадить на мотоцикл своего маленького сына.

Впрочем, все собравшиеся, несмотря на то сколько раз они были свидетелями аварий, готовы научить своих детей (уже рождённых или будущих) езде на мотоцикле. Потому что в своей организации они не только занимаются помощью попавшим в ДТП, но и стараются прививать то самое взаимоуважение. А взаимовыручка порой становится даже забавной. Так, Борис вспоминает о своём знакомстве с Семпо:

Однажды вечером я даже не то что попал в ДТП, просто вышла такая ситуация, что я упал вместе с мотоциклом. Почему-то неожиданно одновременно со мной начала движение машина с девушкой за рулем, и мой маневр для избежания столкновения привел к моему падению. Девушка, хотя и была виновницей, просто из машины выглянула, посмотрела, что я живой и уехала. В общем, я встал и поехал дальше. И тут через квартал меня начинает прижимать к обочине какой-то джип. И как-то прям не по себе стало, честно говоря. Вышел такой здоровый парень и говорит, мол, в аварию попал? Давай колено твоё посмотрим. Это был волонтёр Семпо. А теперь и я здесь.

ДТП с участием мотоциклов в Одессе много. За один день (накануне нашей встречи) ребята побывали на 11 авариях. И это только те, о которых они знали. А узнают они благодаря самим мотоциклистам, которые на память знают номер горячей линии Семпо и неравнодушным очевидцам, которые, заметив аварию, набирают номер +380 (48) 704‒15‒51 или +380 94‒932‒35‒51. А сами волонтёры регулярно и за свой счёт печатают и раздают листовки и наклейки с номерами горячей линии. Потому что, когда мы вместе, справиться с бедой куда легче. Хороших вам дорог и помните о правилах ПДД – это действенный метод избежать проблем.