Document
Что символизирует карантинная стена в парке Шевченко

Карантинная стена в парке Шевченко знакома всем одесситам. А вот история создания карантина часто остаётся в тени. Рассказываем о том, как в юной Одессе старались улучшить условия жизни, несмотря на многочисленные проблемы.
 


День рождения Одессы – это день, когда были вбиты первые сваи для создания порта и гавани. Это знаменательное событие произошло 2 сентября 1794 года. Для Иосифа де Рибаса это был, наверное, один из важнейших дней в жизни. Ведь у будущей Одессы было много конкурентов, но порт, который он и возглавил, строится именно в завоёванном испанцем Хаджибее. И отсюда начинается история нашего города.

 

Наличие порта стало причиной бурного роста Одессы. Он кормил, давал работу, стал воротами в город для первых колонистов. Но нередко именно там возникала угроза для всего города. Вместе с товарами и пилигримами корабли нередко привозили инфекции. Именно поэтому гавань всегда была сферой наблюдения одесских врачей.

 

Развитие мореходства и торговли привело к тому, что многочисленным и неизведанным инфекциям стало ещё легче разноситься по планете. А для того, чтобы понять, как с ними бороться, людям потребовалась не одна тысяча лет. Только к XIII веку медицина стала догадываться, что эпидемии возникают не из-за кары свыше, а крестные ходы не помогают побороть чуму. 
 

Решение нашли в самом развитом на тот момент морском государстве – Венеции. В 1368 году венецианский дож распорядился создать на окраине города закрытую территорию для наблюдения за прибывшими кораблями и моряками. 40 дней прибывшие со своими товарами не имели права покинуть гавань. Это место так и назвали – карантин, что в переводе с итальянского означает сорок. Если за эти дни у моряков не проявлялись опасные симптомы, судно пускали в порт. Во всех сомнительных случаях корабли разворачивали назад. Такой простой подход оказался действенным и скоро его переняли по всей Европе.

 

При строительстве Одесского порта одним из первых стали обустраивать именно карантин. Его устройством, как и всего порта, занимался архитектор Франц де Волан. Карантинный мол и гавань еще только строились, но сам карантин начал работать с приходом первого судна. Первые помещения карантина установили на деревянные сваи прямо в воде. В карантин набрали офицеров, надзирателей и врача. У карантина был даже собственный весельный флот. 

 

Но порт развивается, кораблей заходит всё больше, и деревянные строения просто не справлялись со своей функцией. И в 1811 году градоначальник Одессы герцог де Ришелье принял решение перенести карантин в Одесскую крепость. В ту крепость на окраине города, которую построили для защиты от нападения осман, и которой так и не воспользовались. Каменные строения переоборудовали и приспособили под нужды карантина. Внутри карантин разделили на четыре двора. Внизу у гавани находились бакалейный и товарный, а наверху, в районе старой каменной аркады, пассажирский и чумной. Комендантом Одесского карантина назначили наследника французского графского рода Осипа Россети. И вот, несмотря на старания работников, в 1814 году в Одессе вспыхнула чума. На территории карантина обустроили собственное чумное кладбище между мертвецкой башней, от которой остались только фундамент и нынешним стадионом «Черноморец».
 

Желая улучшить планировку карантина, его поручили перестроить английскому архитектору мистеру Гартелю. В результате наш стал лучшим не только в стране – европейские портовые города стали перестраивать свои карантины по образу и подобию одесского.

 

Карантин хорошо послужил Одессе, но уже к концу XIX века его функции передали городским больницам. Строения пустовали, и в 1896 году старые стены чумного кладбища снесли, мертвецкую башню разобрали, и территория карантина вошла в состав городского парка.