Document
Четыре изобретения родом из Одессы

Одесса – город интересный. И люди здесь рождались и жили, прославившиеся на весь мир. И если не изобретали что-то эдакое в Одессе, то внедряли в числе первых в мире. Вот об этом и расскажем.


За 200 с лишним лет в Одессе происходило много всего интересного. Тем более одесситы всегда любили были первыми или среди первых и не важно в чем. Будь то полёты на аэроплане или создание школы юных воров.

Первый автомобиль и скоростные журналисты

 

В сентябре 1891 года по брусчатке Дерибасовской проехало диковинное устройство. Первую в стране «самобеглую коляску» французской марки «Панар-Левассор» в Одессу привез главный редактор известной в городе газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Самобеглая коляска, или настоящий автомобиль, был рассчитан на двух пассажиров, а вместо руля у него было что-то похожее на лодочный рычаг – на подобие тех, что используют в лодках. Деревянные колеса, покрытые сплошными каучуковыми шинами, и четырехтактовый мотор издавали ужасный грохот. А сама коляска могла передвигаться с невиданной доселе скоростью 30 километров в час. Поэтому вместе с первым автомобилем в Одессе появились и первые правила дорожного движения: людей по ночам грохотом не будить, по улицам не гонять. Свой автомобиль Василий Навроцкий использовал не для развлечения. На нем он лично доставлял журналистов и фотографов на место событий раньше конкурентов. А ещё ввёл моду на автомобили в Одессе – наличие машины теперь уже означало определённый статус. В результате уже через несколько лет по городу рассекали десятки автомобилей. Но только не по ночам.

Родина кино и телефонии

 

Пока братья Люмьер только планировали снять прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты, в ресторане на Дерибасовской уже во всю рассматривали «движущиеся картинки» Иосифа Тимченко. Ведь ему удалось создать свой киноаппарат за два года до в везунчиков-французов – ещё в 1893 году.

 

Тогда на одесском ипподроме он снял два фильма «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». А уже спустя 10 лет одесский фотограф Мирон Гроссман вернулся из Парижа с кинотехникой и договором о сотрудничестве с кинокомпаний Пате, которая существует и до сих пор. В своем киноателье «Мирограф» он снял первые полноценные фильмы. А ещё через несколько лет уже десятки кинофабрик снимали свое кино в Одессе.

 

Одесса стала родиной и современной телефонии. Коллега Тимченко – Михаил Фрейденберг –вместе с Михаилом Бердичевским создал автоматическую телефонную станцию, способную обрабатывать звонки от 250 номеров. Но, как у нас принято, в Одессе изобретение никого не впечатлило. Зато его высоко оценили англичане. Там быстро и патент выдали, и принялись активно совершенствовать изобретение, доведя мощность АТС до 10 000 номеров. В итоге патент был продан компании Эриксона.

Графские дары и легендарное блюдо

 

Одесса – это, конечно же, и про гастрономию. Наша кухня вобрала в себя блюда почти всех народов мира, но есть и созданные именно в Одессе. Одно из них известно и популярно во всём мире – это тот самый бефстроганов. Создал его повар нашего графа Строганова. Александр Григорьевич Строганов – фигура для Одессы вообще выдающаяся. Именно он способствовал превращению Ришельевского лицея в Университет. Будучи главой Одесского общества истории, жертвовал большие средства на исследования истории нашего края. Участвовал в строительстве первой железной дороги из Одессы в Балту. Именно Строганов был инициатором ликвидации границ Порто-Франко, благодаря чему Одесса значительно разрослась впервые за 50 лет. Рвы были засыпаны и пригородные поселения – Молдаванка, Бугаевка, Дальние и Ближние Мельницы, Слободка – стали частью города.

При Строганове, наконец, закончили мост-долгострой через Карантинную балку, связав два участка греческой улицы. После открытия Строгановский мост стал самым длинным и самым высоким в городе. За это его низкие каменные парапеты облюбовали самоубийцы. Остановить прыжки в балку смогла только кованная ограда, что стала выше человеческого роста. В 1911 году через мост пустили трамвай. Правда от его нагрузки мост постепенно начал трещать и сыпаться. В итоге в советское время старый мост снесли, уцелела только та самая ограда. Новый мост отлили в бетоне, но, как и в первый раз, процесс затянулся и мост сдали незаконченным. Так он и стоит до сих пор.

 

Но мост мостом, вернемся к самому известному одесскому блюду. Возникло оно благодаря страсти Строганова организовывать «открытые столы» – мероприятия, на которые собиралось много людей разных сословий. На стол нужно было подавать что-то вкусное и желательно порционное. Так и возникло блюдо из говядины с белыми грибами в белом соусе. Со временем мясо по-строгановски попало практически во все кулинарные книги, как одно из базовых. Так что сегодня это бефстроганов, придуманный в Одессе, можно заказать в каждом уголке планеты.