Document
Буллинг: ликбез для родителей

По данным UNICEF Ukraine, за 2017 год 67% детей сталкивались с буллингом. 40% из них ни с кем не делились проблемой и не обращались за помощью. Из тех, кто молчат – 40% стесняются про этого говорить, а 22% просто не видят в этом ничего из ряда вон выходящего.


Буллинг чаще всего возникает в школах, особенно среди подростков. Они более агрессивны из-за гормональной перестройки, психологической ранимости, повышенной чувствительности и поиска своей идентичности. Когда подростки сталкиваются с кем-то, кто не похож на них, они перестают идентифицировать этого человека с собой или со своей группой. И это снижает эмпатию — проще сделать больно тому, с кем ты себя не ассоциируешь. Здесь важно то, что объективные показатели совсем не играют никакой роли. Все решает только то, контрастирует ли он на фоне других детей или нет. Круглый отличник, любимец учителей, будет подвергаться травле, если все остальные дети в классе отстают. Точно также будут булить двоечника в классе с сильными учениками. Слабаки и мастера спорта, бедняки и богачи, белые вороны и серые мышки ― не застрахован никто, если он такой один, а против него толпа.

Так почему же в некоторых классах буллинг процветает, а в других о нем не слышали? Одним из ключевых факторов является роль учителя. Иногда именно он намеренно или случайно может обронить какое-то язвительное замечание в адрес ученика, которое потом подхватят все остальные дети. Или наоборот, учитель может заметить проблему в классе и попытаться ее решить.

Пипа Никита, психолог мобильной бригады социально-психологической помощи: «У нас в классе был ребенок, который выглядел забито, плохо учился и с одноклассниками у него не клеилось. В школу он приходил с синяками под глазами.  Дети, не понимая причин своих поступков, все больше начинали над ним издеваться. Классный руководитель обратил на это свое внимание и объяснил детям, что вместо издевательств ему бы помогла поддержка от его же класса. Девчонки начали помогать ему с учебой, а мальчуганы научили его давать отпор и материться. Сейчас он уже закончил школу, имеет большой круг друзей и престижную работу».


 

 

 

Важно, чтобы у ребенка были доверительные отношения с родителями. И добиваться этого нужно задолго до наступления подросткового возраста. Каждый день родитель должен минимум полчаса уделять обычным разговорам с ребенком, узнавать, как проходят его дни, с кем он общается, что его радует и тревожит. Тогда в трудной ситуации он обратится за помощью к старшим. Если же вы видите, что ребенок приходит домой в синяках и ссадинах, но говорит, что все нормально, действовать нужно очень аккуратно и не паниковать.

Королева Анна: психолог, координатор мобильной группы: «Часто мамы пугаются, поднимают на уши всю школу, а потом оказывается, что ребенок сам прекрасно справлялся со своими проблемами, а после ее вмешательства над ним только подшучивают. Лучше сначала попытаться понять, что вообще происходит, поговорить с его учителями, друзьями, можно зарегистрироваться в соцсетях, где он сидит. Тут главное не нарушать границы ребенка — не пытаться прочитать что-то в его личном дневнике или переписке с друзьями. Это только усугубит ситуацию, и ребенок потеряет всякое доверие к родителям».

 

 

В связи с последними событиями в Одессе, Министерство юстиции подготовило инфографику о том, что делать, если вы узнали о буллинге. В первую очередь родители должны отслеживать настроение и состояние ребенка. Если у него нет друзей, он боится идти в школу, у него низкая самооценка и появляются сломанные вещи, — возможно, ему необходима помощь.

 

 

 

Если ваш ребенок страдает от травли, важно научить его давать отпор, отстаивать свои границы, показывать, что мир может быть не только жестоким, но и дружелюбным. Дети в таком состоянии часто являются заложниками «туннельного» мышления, они не представляют, что проблему можно решить, и их жизнь может протекать как-то подругому. Поэтому важно показывать ребенку, что в жизни есть много другого, что он важен не только для тех, кто его задирает, что он может быть полезен и любим другими людьми.

Если речь идет об агрессоре, важно понимать, что такие дети во многом сами являются жертвами. Многие из них видят в семье только драки и ругань, и у них просто нет другой модели поведения. В этом случае, в первую очередь, нужно работать с родителями — донести до них, к каким последствиям это может привести, предложить консультацию психолога, показать, как они могут помочь своему ребенку. И затем только пытаться достучаться до детей. Главное, чтобы дети понимали, что нас раздражает в других людях то, что раздражает в нас самих. Если ребенок поймет мотивы своего поведения, ему будет проще его контролировать.


И самое главное — помнить, что агрессия только усугубляет ситуацию. Когда в соц.сетях призывают к расправе над обидчиками, это давит и на них, и на их жертв. У детей возникает ощущение, что в их жизни произошло что-то трагическое и непоправимое. Это не конструктивно и никак не поможет им преодолеть ту тяжелую ситуацию, в которую они попали или которую  сами спровоцировали.



Статья подготовлена при помощи экспертов мобильной бригады социально-психологической помощи жертвам гендерно обусловленного, в том числе и домашнего, насилия в Суворовском районе.

 

Похожие Теги: дети
Поделиться:

Другие материалы